Он стал одним из самых известных русских художников XX века, чьи работы на родине были запрещены. Творческий путь Малевича — принципиален и назидателен, а его судьба — трагична и насыщена духовными и биографическими коллизиями. В 12 залах Tate Modern выставлено более 400 работ русского абстракциониста. Картины, рисунки, архитектурные идеи, эскизы к опере "Победа над солнцем", пробы в архитектурном дизайне раскрывают всю силу и масштаб его личности. Посетители могут проследить эволюцию художника, прошедшего через увлечение импрессионизмом, кубизмом, футуризмом и преобразившего эти мировые достижения в глубоко индивидуальный и одновременно универсальный художественный мир.
Теории Малевича не были изолированы от художественной жизни в целом. Отношения с художественной и научной интеллигенцией своего времени, а также степень и характер влияния философских и эстетических учений той поры на творчество Малевича также можно проследить на выставке. Это влияние особенно очевидно в первых работах художника, например в его "Автопортрете".
Как видели мир художники в начале прошлого века? Их привлекала концепция "космического динамизма". Предметы, обладающие твердостью и формой, оказались иллюзией. А для того чтобы показать мир таким, каков он есть на самом деле, нужно заглянуть за внешнюю оболочку. Так как наши знания о мире напрямую зависят от наших чувств, то подлинная реальность есть ощущение. Малевич рассматривал ощущения как надындивидуальную способность, базирующуюся на психике. Супрематизм художника был основан на идее, что живопись выражает состояние психики и таким образом показывает психическую эволюцию. Кубическую форму Малевич рассматривал как признак развившейся психики. Это позволило мастеру вывести формулу супрематизма.
Так как Малевич хочет рассказать зрителю о том, что обыденный мир воспринимается не в своем обычном, а в более высоком уровне, он как бы приоткрывает предметы, стоящие за плоскостями. В "Даме у афишного столба" он прячет половину фигуры за цветным прямоугольником, делая свое так называемое "частичное затмение".
Малевич считал, что есть два наиболее фундаментальных элемента в живописи — цвет и чувство динамизма. Художник утверждал: "Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки бывают велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мой мозг горит от их цвета". Цвет воспринимается как беспредметная энергия и предполагает выразительное средство, лишенное формы. По мере своего психического развития художники избавляются от формы. В итоге в супрематизме остались только динамические цветовые ощущения, которые передавались через цветовые прямоугольники.
В 1911—1914 годах в работах Малевича, которые он определял как "заумный реализм", происходят сдвиги, предвещающие выход из пластики кубофутуризма. В "Авиаторе" и "Англичанине в Москве" появляются большие локально окрашенные плоскости, растет тенденция к беспредметности. Картины еще имеют верх и низ, но ощутимо стремление к преодолению пластическими структурами сил тяготения.
Последним шагом на пути к супрематизму стала постановка оперы Матюшина и Крученых "Победа над солнцем", для которой Малевич исполнил эскизы декораций. В этих рисунках и совершился перелом в сторону супрематизма. Художник сделал это бессознательно, но именно здесь фактическое начало и истоки супрематизма.
Поиски собственного пути с нуля и за пределами нуля увенчались появлением "Черного квадрата" — произведения, знаменующего новую эру в искусстве. С тех пор для одних Малевич стал богом, для других — дьяволом. В "Черном квадрате" все краски, формы, структуры сведены к нулю, и художник начинает творить новые миры из этого "ничто". В рамках экспозиции в Tate Modern впервые с 1915 года два "Черных квадрата" Малевича предстают вместе. Еще на выставке "0.10" в 1915 году свое самое знаменитое произведение художник повесил в верхний угол зала, заменив им православную икону. В течение следующих пятнадцати лет он создал еще три версии "Черного квадрата". Два из них — один 1923 года из Русского музея и один 1929 года из Третьяковской галереи — демонстрируются в галерее Tate.
В процессе эволюции психика художника становится все более восприимчивой к энергиям, что предъявляет повышенные требования к чувствительности зрителя. Именно это и происходит в "Белом супрематическом кресте".
1920-е — возвратный ход Малевича от супрематизма к картинам крестьянской темы. Источники, оказавшие влияние на стилистику и генетику крестьянских образов художника, до сих пор занимают внимание исследователей. Одни видят корни этих образов в творчестве Пикассо или в африканском искусстве, другие — в русских иконах. Вторая крестьянская серия получила мощный заряд, инспирированный реальностью. С ее народной трагедией, голодом и разорением. Любовь к крестьянам нашла отражение в искусстве. Крестьянский мир предстает перед нами как рациональный организм, где нет ничего лишнего. В поведении персонажей господствует принцип односложности. Ограничение движений приводит к доминанте статики. При этом Малевич утяжеляет массу фигур, тяготеет к квадратным формам. Из всех этих мотивов вырастает мир деревни — великий и грубый, трагический и неподвижный.
В "Жатве" лицо крестьянки утрачивает конкретные черты, превращаясь в пятно-овал, — это излюбленный прием Малевича в крестьянском цикле.
А затем и руки начинают мешать художнику. Сначала они отсекаются нижней рамой картины, а потом и вовсе исчезают, превращая фигуры в безрукие существа. Малевичу были нужны все новые и новые пластические доказательства безнадежности бытия, неисправимости утрат и катастроф. О том, что именно такие мысли владели художником, свидетельствует надпись, сделанная им на обороте картины "Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке)". После названия и даты Малевич написал: "Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни".
Супрематизм как бы замыкал всю живопись прошлого в одном кольце, тем самым он вместил в себя все недостатки и достоинства прошлого. В то же самое время он лишил живопись плоти, вещественности, вот почему он так легко применим в текстиле и в рисунках.
Даже если вы чувствуете, что в своей эволюции пока не вышли на уровень подсознания, на котором можете понять "заумное" творчество Малевича, то вам все равно следует сходить в Tate Modern, если будете в Лондоне до конца октября. Там вы сможете попробовать увидеть себя в пространстве, скрыться в цветных полосах и точках. И уйти среди них в бездну. Чтобы проникнуть в "узлы мудрости и освободить сознание краски".