Он прославился фотографиями противоречивого Нью-Йорка и разделенного Берлина, одинокой проводницы и чувственной Марлен Дитрих, а также своими садовыми натюрмортами. Арно Фишер был не просто фотографом, а тонко чувствующим время человеком. Поэтому его снимки — рассказ об эпохе в целом.
Выставка одного из стилеобразующих немецких фотографов XX века Арно Фишера переезжает из одного города в другой. Сейчас же 140 произведений выдающегося мастера, характеризующих разные этапы его творчества, добрались до Минска. По словам одного из кураторов выставки Руслана Сергеева, самым сложным было разгрузить стокилограммовые дубовые ящики с архивными снимками и под строжайшим присмотром немецких коллег разместить их в экспозиционном пространстве.
Всю экспозицию можно условно разделить на три секции, которые отражают разные этапы творческого пути фотографа: берлинский период, снимки для журнала мод и полароидные пейзажи и натюрморты.
Первую свою работу "Горящий Берлин" Фишер создал во время Второй мировой войны. А потом на протяжении десятилетий его интересовал этот город. Ранняя серия работ "Берлинская ситуация", которая была создана в период с 1953 по 1960 годы, оказалась запрещена к публикации в 1961 году и увидела свет лишь спустя три десятилетия. На этих кадрах Фишер отразил контраст между роскошью Западного и простотой Восточного Берлина, а его провидческий снимок "Трещина в стене" на долгие годы стал символом разделенного города.
В 1978 и 1984 годах Арно Фишер осуществил два путешествия в Нью-Йорк. Материал был опубликован лишь в 1988. Вступительное слово к альбому, написанное Хайнером Мюллером, заканчивается словами: "Прежде чем умереть, нужно увидеть Нью-Йорк — одну из самых больших ошибок человечества. Есть множество ужасных вещей, но нет ничего более ужасного, чем человек". Однако, несмотря на то что в объектив Фишера попадают социальные противоречия этого города, в снимках ощущаются удивление и восторг, хотя эти чувства не выходят на первый план. Фишер следит за жизнью мегаполиса своим проницательным взглядом — и перед глазами зрителя предстает настоящая уличная фотография.
Работы Фишера сложно назвать репортажем или документальной фотографией. Это так называемая "субъективная авторская фотография". То есть мастер сам выбирал то, что хотел снимать, и показывал мир в своих работах. Именно размытая граница между фотографией документальной и художественной является основной изюминкой Арно.
В экспозицию вошла также целая галерея фотографий, которые Фишер вместе со своей женой Сибилле Бергеман создал для издававшегося в ГДР модного журнала Sibylle. Снимки, сделанные на городских улицах и на фоне промышленных предприятий, произвели революцию в модной фотографии. Сам Фишер позже объяснил, почему он вышел из студии на улицу. Ему хотелось передать реальную атмосферу, настоящую жизнь. Поэтому он брал вместо манекенщиц обычных девушек. И дело было совсем не в соцреализме, который мастеру никогда не нравился. Его главной целью было показать образ не социалистической труженицы, а простой женщины.
В этом же разделе можно увидеть черно-белые фотопортреты Марлен Дитрих, наполненные чувственностью и одиночеством, которые так понравились актрисе, что она в личном письме попросила фотографа передать ей негативы.
Заключительный раздел выставки — полароидные полупрозрачные снимки, которые Фишер создал в городе Гранзе, где провел последние годы жизни. Увядшие лилии, лестница, лики луж, выцветшая садовая мебель вошли в серию работ, которая в 2007 году была издана отдельным альбомом.
У Арно Фишера не было никакого специального образования, но в нем всегда была "тоска по фотографии". Он не спешил, а следил за происходящим. И отображал картину мира, отдаленную и одновременно очень интимную.
Другие истории
Подборка Buro 24/7