Британская галерея Tate Modern приобрела часть инсталляции "Семена подсолнечника" китайского арт-диссидента Ая Вэйвэя. Восемь миллионов фарфоровых семечек теперь принадлежат одной из лучших галерей современного искусства. В Tate Modern они впервые появились в 2010 году, на выставке Ая Вэйвэя: тогда миллионы зерен были рассыпаны по полу и посетители могли свободно ходить по ним первые два дня. Однако семечки, разрушаясь под ногами, превращались в опасную для здоровья фарфоровую пыль, поэтому наступать на них вскоре запретили. В 2011 году "Семена" привезли для длительной экспозиции, которая закончилась в марте 2012 года, однако галерея решила не расставаться с экспонатами и купила часть скульптурной работы. Приобретенных 5 марта семечек хватит, чтобы покрыть только одну десятую часть площади 2010 года.
Все семена подсолнечника сделаны вручную в китайском городе Цзиндэчжэнь; они были куплены благодаря гранту благотворительного Фонда искусства (Art Fund) и напоминают о хаосе и "культурной революции" в КНР во времена правления Мао Цзэдуна. Тогда же, в конце 60-х — начале 70-х, семена подсолнечника украшали фон пропагандистских плакатов Цзэдуна, что не могло не отразиться в творчестве Ая Вэйвэя. Сам художник по-прежнему не имеет права покидать Китай, подозреваемый в неуплате налогов и распространении порнографии, он не смог посетить как выставку инсталляции Sunflower Seeds в Tate Modern, так и свою масштабную выставку в Париже, в музее Jeu de Paume.
Текст: Дарья Горшкова
06.03.12, 9:45