От колеса до писсуара
"Говорить "да" — значит говорить "нет": потрясающий фокусник бытия окрыляет нервы истинного дадаиста — так он лежит, так он мчится, так он едет на велосипеде — Полупантагрюэль, Полуфрансиск, и хохочет, хохочет"
Фигура Марселя Дюшана, 50 лет назад внедрившего в мир искусства понятие "реди-мейд", разместив писсуар в пространстве галереи и назвав его фонтаном, до сих пор не выходит из поля зрения любителей искусства. С 26 июня по 8 августа в Gagosian Gallery в Нью-Йорке проходит масштабная ретроспектива знаменитого французского дадаиста.
Кураторы огромной выставки бережно собрали и реконструировали все объекты провокационного художника и теоретика XX века, начиная от авангардистской "Обнаженной на лестнице", 1912, и заканчивая лучшими "реди-мейдами" отца современного искусства.
Именно Дюшан "разрешил" художникам превращать в произведение искусства любой объект, помещенный в пространство музея и снабженной подписью автора. Оставив искусствоведов гадать, как же теперь оценивать такие шедевры, Дюшан стал сам себе теоретиком и критиком. "Против теории литературных глупцов, решивших переделать мир! За дадаизм в литературе и живописи, за дадаистские события в мире. Быть против этого манифеста — значит быть дадаистом!"— провозгласили приверженцы этого движения, и Дюшан поставил велосипедное колесо на табурет.
Как реагировать на подобные объекты в пространстве музея, разобрались до сих пор не все любители искусства. Но все пытаются.