Первый фестиваль Сергея Довлатова: как это было

"Мир изменился к лучшему не сразу"

В прошедшие выходные в Пскове завершился первый фестиваль Сергея Довлатова — событие, приковавшее к себе внимание даже тех, кто безнадежно далек от культурной жизни. Buro 24/7 рассказывает, как такое стало возможным

Идея провести фестиваль, посвященный жизни и творчеству Сергея Довлатова, хороша настолько, что удивляет, как она не возникла раньше. Биография писателя открыла перед организаторами широкое поле для деятельности, начиная от выбора места проведения и заканчивая программой DovlatovFest. В результате гостей пригласили в Псков; здесь Сергей Довлатов работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике, а после написал об этом повесть. Ее название — «Заповедник» — получил и сам фестиваль. 

Места, где «буквально каждая веточка, каждая травинка жила и дышала Пушкиным», три дня жили и дышали уже самим Довлатовым. Программа фестиваля охватила все культурные площадки города, посетили которые около десяти тысяч человек. Несмотря на сверхнапряженный график, присоединился к DovlatovFest и министр культуры Владимир Мединский. Но обо всем по порядку. 

День первый 

DovlatovFest стартовал показом фильма Фридрика Тоура Фридрикссона «Ангелы Вселенной», который исландский режиссер лично представил зрителям, а сразу после отправился на public talk с Софико Шеварднадзе. В это же время литературовед Андрей Арьев читал для гостей фестиваля лекцию «Сергей Довлатов: из века в век». Лекцией выступление Арьева можно считать лишь формально; долгие годы он был другом писателя, поэтому историческим справкам предпочел рассказ о любимых стихах Довлатова («"Конец прекрасной эпохи" Бродского он знал наизусть и мог прочесть в любом состоянии»), событиях, предшествующих отъезду из страны («Однажды его арестовали посреди улицы, а в отделении обвинили в том, что он спустил милиционера с лестницы»), и встрече в Нью-Йорке («Первое, что он сказал мне, когда мы встретились в аэропорту: "А сейчас я тебе расскажу, как я тут всех ненавижу!"»). 

В первый день фестиваля своими воспоминаниями о встречах с Довлатовым поделился и Виктор Ерофеев. Вместе с режиссером Алексеем Германом, который в данный момент готовится к съемкам фильма о Сергее Довлатове, куратором кинопрограммы DovlatovFest Андреем Плаховым и кинокритиком Никитой Карцевым он принял участие в круглом столе «Довлатов и кино. Притяжение и отталкивание». Для многих неожиданно Виктор Ерофеев начал свою речь со слов о том, что мы снова живем в СССР, а произведения Довлатова послужат справочником по нахождению компромиссов в сложившейся ситуации. Противоположного мнения придерживался Алексей Герман, который не нашел компромиссов ни в жизни и творчестве писателя, ни в собственном приезде на фестиваль. На фоне заданной темы участники круглого стола были вынуждены рассказать об истории Олега Кашина, губернатора Псковской области Андрея Турчака и том, что их связывает. Некоторые из присутствовавших впервые слышали фамилию «Кашин», некоторые — «Турчак», но в следующие два дня обоих, к сожалению, вспоминали не реже Довлатова. Первый же день DovlatovFest закончился показом еще одного фильма Фридрика Тоура Фридрикссона — «Мама Гого» — и моноспектаклем Александра Филиппенко «Демарш энтузиастов».

День второй 

Продолжился DovlatovFest в эпицентре псковской жизни Сергея Довлатова — Пушкинском заповеднике. Со сцены в «Михайловском» свои стихи читали Михаил Чевега и Вера Полозкова, ответственная за поэтическую программу фестиваля. Там же состоялось награждение победителей литературного конкурса, а главный приз вручил Владимир Мединский, который поблагодарил организаторов фестиваля и пообещал, что DovlatovFest станет ежегодным событием.

Ближе к вечеру фестиваль снова переместился в центр Пскова. На набережной у стен кремля была открыта инсталляция Айдан Салаховой «Россия». Участие в церемонии принял Владимир Мединский (без него не обошлось ни одно событие второго дня DovlatovFest) и губернатор Псковской области Андрей Турчак, к тому моменту уже всем хорошо известный. Присоединился к ним и режиссер Станислав Говорухин, который представил в Пскове фильм «Конец прекрасной эпохи», снятый по мотивам «Компромисса» Сергея Довлатова. Картина была показана на «Кинотавре», но в прокат выйдет лишь в октябре, поэтому в Пскове собрался полный зал желающих одними из первых увидеть экранизацию Довлатова в исполнении Говорухина.

День третий 

Завершился DovlatovFest в Псковском академическом театре драмы, где за один вечер прошли сразу два события, масштабу которых в тот день уступала даже культурная жизнь столицы. Специально для фестиваля режиссер Юрий Квятковский и драматург Валерий Печейкин поставили спектакль «Горье». На сцену вышли актеры мастерской Дмитрия Брусникина Гладстон Махиб и Анастасия Великородная, а также Сергей Епишев, Екатерина Конисевич и Денис Ясик. За музыкальное сопровождение спектакля отвечали духовой оркестр и джаз-бэнд, исполнившие произведения Анны Герман, Майи Кристалинской и Леонида Утесова.

Последнее событие в рамках DovlatovFest было организовано совместно с интеллектуальным клубом «418»; на малой сцене Псковского театра прошел концерт Леонида Федорова, Владимира Мартынова и Татьяны Гринденко в сопровождении оркестра Opus Posth. Два часа живой музыки и эффект, который она произвела, лучше всех слов, сказанных за три дня DovlatovFest, продемонстрировали разницу между истинным предназначением фестиваля как культурного события и возможными инфоповодами, которые вокруг него были созданы.