И что они могут сделать, чтобы обезопасить себя
Кэрри Энн Робертс, владелица марки Mère Soeur, в начале апреля обвинила крупный американский бренд Old Navy в копировании надписи с ее футболок. Mère Soeur производит «мерч для мам» — футболки, кружки и сумки с милыми и забавными надписями о материнстве. Old Navy скопировал футболку с фразой «Raising the Future» («Ращу будущее»), которая дополняется детской футболкой с надписью «The Future» («Будущее»).
На кражу идеи обратили внимание инстаграм-фолловеры Кэрри Энн. Они поддерживали дизайнера и оставляли гневные комментарии на страницах Old Navy в соцсетях. Через несколько дней бренд убрал футболки с сайта, но оставил их в магазинах. По словам представителей Old Navy, Робертс не регистрировала эту фразу и не обладает исключительными правами на нее.
«Крупные компании думают, что маленькие фирмы существуют только для того, чтобы снабжать их идеями, они думают, что мы слабы, — сказала Робертс. — Я была матерью-одиночкой, и эта футболка стала основой всего моего бизнеса. Теперь он лишен всякого смысла, и это кажется настоящим нарушением».
Проблема с которой сталкиваются многие американские дизайнеры — закон об авторском праве в США. Он защищает права музыкантов, драматургов, писателей, художников, но не тех, кто создает одежду. Это значит, что дизайн одежды и обуви может быть скопирован без разрешения автора. Закон появился в 1976 году, когда модных дизайнеров в США было совсем немного и никто не думал о том, что им тоже может понадобиться юридическая защита.
В Европе такой проблемы обычно не существует, потому что большинство крупных модных домов — Chanel, Balenciaga, Prada и Gucci — были основаны в начале XX века, а некоторые — еще в XIX-м, например, Burberry и Lanvin. И несмотря на появление в США таких брендов, как Michael Kors, Calvin Klein, Donna Karan, Ralph Lauren, Kate Spade, Tory Burch, Coach и Marc Jacobs, закон не меняется.
Для того, чтобы защитить свою работу от возможного копирования, дизайнеры могут патентовать особые составы материалов, которые они используют. Названия брендов, слоганы и логотипы тоже нужно обязательно регистрировать.
Еще один способ защиты — создать очень узнаваемую вещь, которая будет ассоциироваться именно с вашей маркой. Ее можно официально зарегистрировать как «trade dress», хотя это может потребовать много времени и средств. Например, так поступил с культовой сумкой Birkin французский дом Hermès.
Кроме того, дизайнерам могут помочь и соцсети. Несмотря на то, что фото в инстаграме может стать источником копирования вещи, оно способно доказать оригинальность дизайна. А иногда это приводит к необычным коллаборациям — как получилось с Gucci и Dapper Dan.
«Конгресс считает, что индустрия моды несерьезна и она не нуждается в защите, — сказала Ариэль Элия, координатор проектов в Нью-йоркском технологическом институте FIT. — Власти не понимают, что копирование вредит индустрии и усложняет работу дизайнеров».
По мнению основателя бренда Fear of God Джерри Лоренцо, копирование снижает стоимость оригинальной вещи и обесценивает труд дизайнера. Однако, некоторым кажется, что авторское право в моде усложнит работу самой индустрии и повлечет за собой больше количество исков и финансовых потерь.
«Похоже, отрасль очень хорошо справляется и без защиты авторских прав, и нам кажется, что она справляется именно потому, что эта защита отсутствует, — заявил Кал Раастиала, соавтор книги «The Knockoff Economy: How Imitation Sparks Innovation», в интервью Racked.
О том, как анонимный инстаграм-аккаунт @dietprada уличает дизайнеров в копировании чужих идей, мы рассказали здесь.