В Париже на восемьдесят седьмом году жизни скончалась «королева трикотажа» — дизайнер Соня Рикель. Вспоминаем, за что Соню стоило любить и что она навсегда изменила в моде
За новаторство
Если бы не Соня, трикотаж так и числился бы среди одежды, пригодной разве что для утренней пробежки или выезда за город. До Рикель этот материал, конечно, пытались реабилитировать — что Эльза Скиапарелли, что Коко Шанель. Но большинство женщин все равно продолжало ходить на работу и свидания в ситцевых платьях и тесных приталенных пиджаках. Соне же хотелось носить что-то мягкое, удобное и не сковывающее движений — так она и придумала знаменитый полосатый свитер. Не из нужды — а от скуки: муж Рикель, Сэм, в шестидесятые владел моднейшим парижским бутиком Laura.
«Я была замужем и ничем особенно не занималась, — рассказывала Рикель журналу Purple Magazine. — Получать высшее образование не собиралась, Сэм хотел, чтобы я оставалась дома. Днем просиживала в кафе с сестрами или закупалась в "Галери Лафайет", вечером шла с мужем ужинать в ресторан. Как-то я заскочила к Сэму в магазин и столкнулась с женщиной, которая несла огромную коробку. Оказалось, что там свитеры. Попросила их посмотреть — ничего такого в них, конечно, не было — и тут же придумала, как сделать их интереснее — тоньше, совсем обтягивающими, другой расцветки. А то, что получилось по моему заказу, мы стали продавать в Laura».
За стиль «свингующих шестидесятых»
Нет знаменитости, которая в то время не носила бы полосатый свитер от Рикель. Начало моде положила Одри Хепберн — та купила сразу несколько. Вскоре юная поп-звезда Франсуаза Арди появилась в свитере Сони на обложке ELLE. Среди других любителей пестрого трикотажа — Брижит Бардо.
«Однажды в Laura заглянула редактор ELLE. Она заметила мой свитер и заинтересовалась: "А это что?". Вскоре он попал на обложку. Тогда журнал Women's Wear Daily прозвал меня королевой трикотажа, хотя о трикотаже я в то время не знала ни-че-го».
За вкус (весьма специфичный)
В отсутствии макияжа и небрежной укладке Рикель, в отличие от сегодняшних стилистов и дизайнеров, не видела ничего симпатичного.
«Естественность? Она меня не интересует. Я сама неестественна — и считаю, что в "естественных" женщинах нет ничего интересного. Пусть женщина учится красиво себя подавать, красиво ходить, показывать себя с лучшей стороны. Пусть она для этого проторчит перед зеркалом час, два, три, шесть... ночь, пару ночей... Но нужно понять, что в тебе красиво, а что — нет. И как подчеркнуть достоинства».
За честность
Характер у Сони Рикель был, мягко говоря, тяжелый — чего она никогда не скрывала.
«Я невыносима, непостижима, всегда в поиске, — писала Рикель о себе в книге And I Want Her Naked, — принимаю только все взрывное и язвительное. <...> Я строю козни и плету интриги. Я одеваюсь во все черное, завожу интрижки. Когда маскируюсь, все равно говорю: "Я не прячусь". Я — врунья».
И даже о том, как открыла модный дом, Соня Рикель рассказывала без прикрас:
«Первые десять лет мне хотелось уйти каждый день. Казалось, что я всех обманываю — и что рано или поздно обман раскроется».