Ожившие картины и цифровая модель Пушкина: как создаются проекты на стыке технологий и культуры

Об этом рассказали эксперты центра технологий Сбера и команды Event Lab «СберМаркетинга»

Эксперты Sber Metaverse Tech (Центр технологий метаверса) и команды Event Lab «СберМаркетинга»  рассказали, как создаются успешные технокультурные проекты. Так, Максим Козлов, руководитель Sber Metaverse Tech (Центр технологий метаверса), отметил, что «у культуры и технологий есть одно общее свойство — влиять и преобразовывать жизнь общества в лучшую сторону. Разрабатывая и предлагая передовые технологии музеям и галереям, мы помогаем им сохранять, рассказывать и передавать знания о важных событиях, героях и произведениях искусства».

Форма взаимодействия с материальными и нематериальными объектами через экран и посредством диджитализации не только помогает организациям оставаться на плаву, но и существенно расширяет аудиторию, привлекая новые группы за счет почти неограниченных возможностей потребления культурного контента. Так, во время пандемии парижский Лувр создал в виртуальной реальности мир «Джоконды», доступный для «домашнего посещения» через смартфон. Крупнейшие мировые художественные галереи занялись разработкой трехмерных выставочных залов с высокой детализацией картин и экспонатов. А Александринский театр и HiFi-стриминг «Звук» запустили научпоп-подкаст.

Интегрирование технологии в экспозиционные офлайн-программы позволило достичь четырех основных целей. Во-первых, сохранить культурное материальное и нематериальное наследие. Один из примеров 2024 года — совместный проект команд Sber Metaverse Tech (Центр технологий метаверса) и Event Lab «СберМаркетинга», подготовленный к празднованию круглой даты со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Разработчики выпустили интерактивный цифровой аватар великого русского поэта и писателя. Созданная с использованием цифровых технологий GigaChat модель Пушкина могла поддерживать беседу на различных языках и отвечать на вопросы.

Во-вторых, вдохнуть новую жизнь в традиционные формы искусства. Например, в 2024 году в рамках масштабной экспозиции в Третьяковской галерее «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» команды Sber Metaverse Tech (Центр технологий метаверса) и Event Lab «СберМаркетинга» с помощью AI и AR-технологий оживили пять художественных работ.

«Ожившая» царевна-лягушка. Проект «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

В-третьих, привлечь внимание молодой аудитории. Как это сделать, наглядно проиллюстрировал кейс AR-приложения, разработанного к 112-му дню рождения Музея имени Пушкина. Загрузив программу на смартфон, юные гости отправлялись в увлекательное квест-приключение «Узнай легенды Пушкинского музея». Цифровым гидом по метамиру музея стал СберКот — следуя его подсказкам и собирая трофеи, посетители знакомились со множеством залов и экспонатов.

Выбор подходящих инструментов или их микс напрямую зависят от целей и особенностей мероприятия. Так, AR — технология дополненной реальности — позволяет обогатить физические артефакты или картины цифровым контентом, который поможет посетителям лучше понять контекст и запомнить предмет или изображение. В это время Volumetric Video — инструмент для создания персонажей, например виртуальных проводников или гидов по экспозиции, которые взаимодействуют с посетителями, помогая с навигацией и рассказывая об экспонатах. И, наконец, нейросеть, которая может быть полезна и внедрена в широкий спектр работ культурных учреждений — от инклюзивных программ, как, например, озвучивание информации на различных языках для слабовидящих, до генерации персонализированного интерактивного контента в сочетании с другими мультимедийными технологиями.

Анна Высоцкая

13.11.24, 18:00