Ароматы в цвете Pantone и явление синестезии
С какими нотами ассоциируется ультрафиолетовый цвет, какое настроение он несет и что такое психология цвета и запаха
Главным цветом 2018 года Pantonе назвал ультрафиолетовый. Как известно, каждый цвет по-разному влияет на наше эмоциональное, физическое состояние и поведение в целом. Цвет может вызвать радость и энтузиазм или погрузить в депрессию и уныние. Одни цвета способствуют совершению спонтанных покупок, другие, напротив, затрудняют процесс выбора. Изучением этих аспектов занимаются психологи, социологи и маркетологи. А свойства цвета в зависимости от того, как он на нас влияет, называют «психологией цвета».
Ультрафиолетовый напоминает о бескрайнем космосе, успокаивает и способствует раскрытию воображения. Это цвет творчества и самореализации. Светлый оттенок ультрафиолетового символизирует романтику и ностальгию. Яркий и насыщенный ультрафиолетовый ассоциируется с богатством и роскошью. Не зря английская королева Елизавета II активно использует его в своих деловых нарядах. Темно-фиолетовый вызывает грусть и фрустрацию. Психологи рекомендуют дозированно окружать себя ультрафиолетовым цветом. Слишком большое его количество в интерьере и одежде делает человека раздражительным и высокомерным. Совсем без фиолетового мы можем впасть в апатию и уныние.
Цвет и запах
Группа международных исследователей во главе с Кармелем А. Левитаном в Occidental College проверила, является ли наша ассоциация «цвет — аромат» универсальной или она основана на культурно-языковых факторах. Исследователи дали участникам 14 ароматизированных блоттеров и 36 цветовых палеток и попросили испытуемых подобрать цвета к ароматам. Независимо от культурной принадлежности у участников были единые ассоциативные реакции на запах и цвет. Это доказывает, что связь цвета и аромата — не культурное явление, а универсальное. И что человеку не обязательно обладать врожденной синестезией, чтобы почувствовать эту взаимосвязь.
Международный журнал теоретической и прикладной аналитической химии (The International Journal of Pure and Applied Analytical Chemistry) также указывает на тесную взаимосвязь цвета и запаха: «Цветовое восприятие играет важную роль в потребительской оценке качества парфюмерии. Цвет должен быть не только приятным для глаз, но и соответствовать аромату духов, чтобы создать позитивный сенсорный опыт у покупателя. Так, например, темно-янтарный цвет субстанции во флаконе не будет сочетаться с легким воздушным ароматом. Это будет вводить в заблуждение потребителя и может создать впечатление, что аромат уже испортился».
Ультрафиолетовый цвет — холодный и отстраненный. Ассоциируется он, прежде всего, с фиалками, ирисами, лавандой и некоторыми видами сирени. Эти цветы успокаивают, наполняют вдохновением и создают внутреннюю гармонию.
Лаванда
Название растения происходит от латинского lavare — «мыть, умывать», так как римляне добавляли лаванду в свои ванны для освежающего эффекта и в качестве средства от инфекционных заболеваний. Сухие цветы и листья лаванды исторически использовались дома для освежения помещений, шкафов и постельного белья. В настоящее время лавандовое масло пользуется большим спросом и широко распространено в медицине, косметической и парфюмерной промышленности. Без лаванды невозможно представить фужерные ароматы с теплым и терпким оттенком, который получается благодаря сочетанию кумарина, древесного мха и цитрусовых.
At the Barber's от Maison Martin Margiela
Аромат — воспоминание парфюмера Луизы Тернер об отце и его ежедневном ритуале бритья. Пыльная лаванда здесь смешана с базиликом, мыльным запахом бобов тонка, влажностью ванной комнаты и нежным белым мускусом.
Rehab от Initio Parfums Privés
Слово rehab — сокращение от английского rehabilitate и означает процесс восстановления организма. Создатели парфюмерного дома рекомендуют использовать этот прохладно-сладкий аромат как лекарство для души и обещают, что он «поможет вернуть радость жизни и заново испытать восторг от красоты окружающего мира». Молодая лаванда здесь — в окружении бурбонского перца, кумарина, ванили и табака.
Absolue Pour le Matin от Maison Francis Kurkdjian
Утренний парфюм, плавно пробуждающий для начала дня и заряжающий позитивом — именно такой идеей руководствовался парфюмер Франсис Кюркджян при создании своего аромата. В нем чуть солоноватая цитрусовая свежесть сочетается с чистотой лаванды и переходит в мягкую пудровую базу. Аромат создает ощущение свежего бодрящего воздуха летним солнечным утром.
Фиалка
В древности фиалка была символом Афин, а кельты использовали настой из цветков в качестве омолаживающего эликсира. В парфюмерии используются цветки фиалки, которые обладают сладким пудровым ароматом с нотами свежей древесины. Также популярны ее листья, которые пахнут свежестью с легким огуречным акцентом. Именно листья фиалки придают аромату влажность и сочность. Часто в композициях фиалка используется как демократичная замена дорогому корню ириса.
Back to Paradise от Boadicea The Victorious
Аромат входит в «Рубиновую коллекцию», созданную Кристианом Провенциано специально для России. «Возвращение в Рай» словно переносит в цветочно-фруктовые сады. Фиалки здесь окружены сочными ананасами, магнолией, медовым жасмином, теплым сандалом и мягким мускусом.
Lumen_esce от Nomenclature
Парфюмеры Патрисия Шу и Франк Фойл предлагают в этом экспериментальном творении по-новому взглянуть на запах фиалки, окружив его люминесцентным сиянием. Этого эффекта они достигают с помощью синтетической молекулы Violettyne, которая дает яркий зеленый аромат листа фиалки с привкусом свежего огурца. Глубину и насыщенность аромату придают лесные древесно-землистые оттенки пачули.
Ирис
Ирис в переводе с греческого означает «радуга» и получил свое имя в честь богини Ириды, которая сходила по радуге на землю. Название цветку дал греческий врач Гиппократ. В ароматерапии ирисовый корень и абсолю ириса используются как успокаивающее средство. Размолотые в муку корни могут добавляться в кондитерские изделия или входить в состав специй. В Армении из лепестков этого цветка варят варенье. В парфюмерии ирис придает аромату разнообразные оттенки: пудровый, древесный, цветочно-медовый, землистый и фруктовый. В пирамидах обычно указывают Iris как цветок ириса, а orris как его корень. На сегодня масло ириса считается самым дорогим натуральным парфюмерным компонентом в мире, обходя амбру, мускус и удовую древесину.
Florentina от Sylvaine Delacourte Paris
Молодой парфюмерный бренд был основан Сильвен Делакур, ведущим экспертом и знатоком парфюмерного искусства, которая длительное время сотрудничала с домом Guerlain. Основной ингредиент всей парфюмерный линейки — белый мускус, который Сильвен по-новому обыгрывает в своих ароматах. «Флорентина» посвящена флорентийскому ирису. Аромат получился ирисово-миндальным на мягкой базе из ветивера и гелиотропа.
Après Vous от Alex Simone
Парфюмерный бренд Alex Simone основан Эриком Руссо. Название образовано сочетанием имен его бабушки и дедушки. «После Вас» создан Бертраном Дюшафуром и посвящен второй половине дня, проведенного в номере роскошного Grand Hotel на берегах Французской Ривьеры. Аромат получился прохладным пудрово-древесным, отстраненным и аристократичным.
Сирень
Современные ароматерапевты утверждают, что аромат этих цветов вселяет ощущение радости и счастья, помогает избавиться от неприятных воспоминаний. Натуральные эфиры сирени успокаивают нервную систему и снимают стресс. Несмотря на обилие сирени в природе, в парфюмерии этот ингредиент — на вес золота, так как для производства килограмма ароматного масла сирени необходимо более 40 миллионов соцветий. Большинство парфюмеров используют синтетический аналог или воспроизводят аромат сирени сочетанием других ингредиентов.
Sweet Morphine от Ex Nixilo
«Сладкий морфин» продолжает тему «наркотических цветов», к которым любят обращаться создатели бренда. Аромат построен на контрастах: он одновременно скромный и чувственный, современный и с отсылкой к классике. На создание формулы у парфюмера Натали Грациа-Четто ушло восемь месяцев. Основной ингредиент здесь — душистая сирень, которую окружают свежий бергамот, пудровые мимоза и ирис, терпкая ваниль бурбон, пряный ветивер и теплые пачули.
Lilac Love от Amouage
Аромат открывает новую коллекцию «Секретный сад», которая включает в себя сложные ароматы, отражающие мысли, чувства и переживания современных женщин. Lilac Love посвящен простым вещам и традиционным ценностям, без которых немыслима наша жизнь. Весенний запах сирени — один из таких моментов. Однако это не простая сирень из сада. Анималистичные и пудровые оттенки сирени в аромате воссоздаются путем сочетания жасмина и розы с нотами гардении, пиона и гелиотропа. Мягкая база состоит из сандала, пачули и ванили.
Lilac Path от Aerin Lauder
Аромат «Сиреневая дорожка» был вдохновлен садом бабушки Эрин, Эсте Лаудер, который был наполнен сиренью. В композиции присутствуют ноты сирени, гальбанума, сливочного лактона жасмина, масло семян ангелики и цветов апельсина. Аромат получился нежным и невинным, в ретростиле. Это те самые охапки сирени, которыми наполняется город в мае и июне, когда наступает пора цветения.