Почему аромат Black Orchid от Тома Форда стал легендой
Монетизация гламура, провакационная реклама и поддержка мировых звезд
Сегодня, пожалуй, нет человека, который не слышал бы об аромате Black Orchid от Тома Форда. Мы решили вспомнить все версии этой композиции, а также разобраться, почему именно эти духи стали культовым творением, и что в них особенного по мнению самого дизайнера.
Рано или поздно к созданию брендового аромата приходят почти все мировые кутюрье. Это своего рода неотъемлемый ритуал успеха и монетизации собственного имени. Но с Black Orchid дело обстояло немного иначе. Для начала вспомним, что произошло с подиумом, когда Форд занимал пост креативного директора Gucci. Оказавшись у руля итальянского дома в 1994 году, Форд вернул в моду сексуальность, гламур, облегающие атласные рубашки, а также черные и металлические оттенки. Его женская коллекция стала воплощением роскоши и элегантности того времени. Таким образом, он задал свои стандарты стиля и люкса, которым поклялся следовать до конца.
Спустя некоторое время, в 2006 году, дизайнер уже от своего имени выпустил первый аромат Black Orchid Eau de Parfum — парфюмерную воду, с которой началась история Tom Ford Beauty. С ее выходом Форд еще раз напомнил нам о женской красоте и секусальности, облачив флакон в черное рифленное стекло в стиле ар-деко и украсив его повязанным вручную золотистым шнуром и золоченой 23-каратной гравировкой. «Я беру на себя создание первого по-настоящему роскошного парфюмерного бренда двадцать первого века», — прокомментировал дизайнер. Он всегда считал, что самое желанное — то, чего человек не может получить прямо сейчас. Многие издания пишут, что именно недоступный прежде для парфюмеров цветок — черная орхидея — вдохновил его на создание аромата Black Orchid. Мы же считаем, что еще раньше была та самая черная атласная рубашка, плотно облегающая стройный женский силуэт, и именно она стала подсознательным ассоциативным мостом к черной орхидее. Как струящийся черный атлас превращаются в хорошо скроенную изящную рубашку, так и лепестки черной орхидеи олицетворяют утонченный стиль Тома Форда.
Аромат с первого вдоха навевает ассоциации с культовыми модными тенденциями. В те времена, когда руководство Gucci хотели видеть свои вещи в коричневом цвете, Форд упорно продолжал делать их черными или яркими. Будучи архитектором по образованию, он вдохновился эстетикой линий орхидеи, которая передает загадочную сущность совершенного цветка: роскошного и изысканного. Не многие знают, что во время цветения черная орхидея раскрывается острыми и пряными ароматами, которые впоследствии стали нотами сердца композиции. При всем желании этот аромат сложно спутать с другими духами. Цветок был официально зарегистрирован в качестве товарного знака под названием Tom Ford Black Orchid в 2006 году. В настоящее время он находится в городе Сан-Диего у вырастившего ее селекционера Фреда Кларка.
В 2013 году на рынок выходит смелая версия Black Orchid в бархатном исполнении — Velvet Orchid от Тома Форда. Флакон напоминает оформление первого аромата — с рифленым стеклом, однако на этот раз его выполнили в насыщенным фиолетовым цвете. Новая композиция отсылает нас к тем временам, когда Форд вельветовые штаны трендом, и перенимает у предыдущего аромата смелый и гламурный стиль. Спустя два года появляется Black Orchid Eau de Toilette в угольно-черном матовом флаконе, и помимо черной орхидеи в нем присутствуют ноты туберозы, лотоса и фруктов, сандала и ванили.
Спустя 10 лет после выхода первой «Черной Орхидеи», Форд решает выпустить сразу 4 аромата. Ими становятся Orchid Soleil с розовым перцем и горьким апельсином в пудрово-розовом металлическом рифленном флаконе, затем Velvet Orchid Lumière — парфюмерная вода с нотами рома, меда, бергамота и мандарина. Завершает триумф 2016 года обновленная версия классического Black Orchid Perfume Lalique Edition. Благодаря союзу с французским домом Lalique, эта лимитированная серия «Черной орхидеи» вышла в оригинальном флаконе в стиле ар-деко из черного хрусталя. Каждый экземпляр украшен гравировкой с индивидуальным номером (всего их 1 200 штук), а также пробой из 21-каратного золота. Новая композиция была представлена на вечеринке в честь празднования юбилея аромата в ресторане Rainbow Room на 65-м этаже Рокфеллер-центра в Нью-Йорке.
Форд всегда считал, что рекламная компания бренда должна быть яркой, запоминающейся и сексуальной. Возможно, именно поэтому в архивах дизайнера более десятка реклам, которых критики по всему миру окрестили скандальными и провокационными. В 2006 году для рекламной компании первой Black Orchid Форд выбрал Джулию Рестаун-Ройтфельд — модель и дочь бывшего главного редактора французского Vogue Карин Ройтфельд. Съемка была сделана в стиле старого гламурного голливудского фильма. Не обошлось без красной помады на губах, волос уложенных волнами, ночной сорочки и томного взгляда. Позже The New York Times напишет о вечеринке по случаю запуска аромата в Top of the Rock, что даже черные бархатные партьеры благоухали «Черной Орхидеей» и от них на террасу тянулся легкий приятный шлейф.
Впечатление произвела и реклама Velvet Orchid с обнаженной Джиджи Хадид, которая позировала фотографу Марио Сорренти на огромном листе оберточной бумаги. Если бы не Форд, возможно карьера тогда практически никому не известной Хадид не взлетела бы так стремительно. Форд всегда оказывается прав с точки зрения эмоционального включения аудитории. Такая реклама не только выводит ароматы бренда на новый уровень визуального и художественного восприятия, но и приносит коммерческий успех. Так, к концу 1999 года на момент становления Форда на должность креативного директора дома Gucci был почти банкротом и оценивался в 4,3 миллиарда долларов. Но на момент ухода дизайнера из компании в 2004 году Gucci оценивали уже в 10 миллиардов долларов.
Сегодня миллионы людей во всем мире любят и внимательно следят за творчеством дизайнера. Это касается и одежды, и бьюти-товаров, и даже кино. Во многом начало этому положил самый первый аромат Black Orchid, именно он открыл эпоху роскошных продуктов красоты от Тома Форда. Сегодня Black Orchid остается любимой парфюмерной композицией звезд мировой величины, таких как Гвинет Пэлтроу, Эдди Рэдмэйн, Джиллиан Зинцер, Мэри-Кейт Олсен и многих других. Сразу после выхода аромата Шерри Бейкер, бывший президент Victoria Secret Beauty, в интервью NYT призналась: «Значимые ценности, такие как умение возбуждать и проявлять эмоции, говорить с вами лично — без вести пропали из продуктов категории красоты. Если Том Форд будет тем мужчиной, который заставит женщину почувствовать себя женщиной, сможет вернуть ее к гламуру, на этот продукт будет большой спрос». Как показывает время, Шерри оказалась полностью права.