Основные тренды высокой парфюмерии последних 5 лет
От уда до хитовых ароматов
Парфюмерных запусков становится все больше с каждым годом, так что отследить все новинки физически невозможно. В связи с этим понятие моды и ольфакторных трендов тоже становится более «размытым» — на рынке представлено все, что душе угодно: от реконструкций старинных парфюмерных домов до экстремальных ароматов горелой резины и космоса.
Если говорить о мейнстриме, то основное направление, конечно, задает премиальная парфюмерия. Часть ольфакторных профилей пришла в нее из ниши, другая часть, наоборот, мигрировала одновременно и в масс-маркет, и в нишу.
Одним из самых популярных ингредиентов является уд, или, как его еще называют, дерево агар. Он стал набирать популярность лет пять назад, и сейчас не проходит и месяца, чтобы кто-то не запустил аромат на удовую тему.
Oud — дерево агар
Агаровое масло имеет репутацию самого дорогого в мире. Чтобы сразу прояснить ситуацию, скажем, что используется несколько его названий: агар, дерево алоэ, уд. Удовое масло добывают из древесины деревьев рода Aquilaria. В силу популярности ингредиента довольно часто используются синтетические аналоги. По данным энциклопедии Фрагрантика, на сегодняшний день существует порядка 200 ароматов с агаровым маслом в составе.
Наверное, одним из первых ароматов, где была использована тема агар, можно считать M7 от Yves Saint Laurent. Из новинок ниши хочется отметить Oud Saphir от Atelier Cologne, Aoud Absolue от Roja Dove, Pearl Oud от By Kilian и Oud Satin от Kurkdjian.
Познакомиться с разными типами уда можно по таким композициям, как Oud 27 Le Labo (более всего близок к натуральному маслу), Secret Oud Caron (парфюмерно-винтажный уд) и Oud Demeter (типичный синтетический уд).
У марки Montale есть огромное количество композиций, так или иначе обыгрывающих аромат дерева алоэ, полученного химическим синтезом.
Уды в премиальном сегменте — Oud al Qasr и Tiger Oud от Roberto Cavalli, La Collection M7 Oud Absolu от Yves Saint Laurent, Wonderwood от Comme des Garçons, Oud от Gucci, Rose Oud от The Body Shop, Polo Supreme Oud от Ralph Lauren и Bottled Oud от Boss.
Ароматы с алойной смолой в составе — восточные, глубокие, бальзамические, насыщенные, с характером. В премиальном сегменте более понятные и адаптированные к массовому вкусу. В нишевом иногда встречаются сложные образцы, с которыми трудно найти общий язык.
Гурман
Другая популярная сейчас тема — гурманские ароматы. Причем она плавно трансформируется в симбиоз съедобных ингредиентов с морскими аккордами. Яркий пример тому — Reveal от Calvin Klein, в котором удачно сочетается сильный акватический тон со съедобными нотами.
Сейчас идет возрождение десертно-гурманской истории, впервые после знаменитого «Ангела» Мюглера парфюмеры экспериментируют — и ароматам сопутствует успех. La Vie est Belle от Lancôme можно считать первой успешной ласточкой, хотя все-таки старт развитию направления дал Candy от Prada. Сегодня стоит отметить Black Opium от Yves Saint Laurent, Tresor La Nuit от Lancôme, Olympea от Paco Rabanne, Angel Eau Sucree от Thierry Mugler, Aqva Divina от Bvlgari. Не отстают и мужские, например кондитерский L'Homme Ideal от Guerlain отлично вписывается в гурманский тренд.
В нишевом сегменте съедобные запахи более сдержанны, но они, конечно, есть. Jo Malone в 2013 году выпускал целую коллекцию, посвященную десертам. К примеру, свежевыпущенный Noir Exquis от L'Artisan Parfumeur — это история про кленовый сироп. Отдельно стоит отметить Womanity Мюглера, в котором главенствует необычное сочетание сладкого и соленого, черной икры и инжира.
Гурманские ароматы — парфюмерные композиции, в основе которых лежит что-то вкусное, десертное и съедобное. Спектр парфюмерных десертов постоянно расширяется: кроме традиционных меда, ванили и варенья сегодня уже используются ольфакторные профили макарунов, маршмеллоу, шоколада, чизкейков, мороженого и крем-брюле. Идеальны десерты, от которых не толстеешь.
Кастомайзинг и наслоение
Перенасыщение парфюмерного рынка в том числе ведет к усложнению конечного продукта и своеобразному «кастомайзингу». Уже не так интересно получать готовую формулу аромата для соблазнения — гораздо более ценно создать что-то эксклюзивное самостоятельно. Игра «сам себе парфюмер» становится все более востребованной. Именно поэтому множество нишевых брендов на сегодняшний день предлагают смешивать или наслаивать друг на друга ароматы внутри линейки.
Вспоминается Demeter с его библиотекой несерьезных запахов, которые сами по себе скорее игрушки. Что будет, если смешать «Похоронное бюро» с «Ангельской едой»? А «Грязь» с «Плесенью»? Или «Краску» с «Винилом»? Эксперимент.
Demeter на своем сайте рекомендует и поощряет подобные эксперименты для получения персонализированного аромата. Однако не дает рекомендаций, как именно смешивать: все в ваших руках — творите и создавайте что-то особенное, свое.
Другой популярный бренд, который изначально позиционировал возможность наслоения, — Jo Malone. Легкие одеколоны смешиваются как между собой, так и с интенсивными версиями. Combining fragrances — визитная карточка марки. На сайте есть пошаговая инструкция, где вы выбираете свой любимый аромат, а программа предлагает вариант для наслоения в зависимости от того, хотите ли вы сделать запах теплее или свежее.
Например, в пару «Черному гранату» предлагается Amber & Patchouli Cologne, чтобы сделать композицию более насыщенной, и English Pear & Fresia для усиления свежести.
Смелый запуск Givenchy прошлого года — наслоение в премиальном сегменте — Ange ou Demon Le Parfum & Accord Illicite. В футляре два флакона: 40 мл самих духов и 4 мл таинственного аккорда, который по замыслу маркетологов придаст композиции неповторимое звучание и «превратит нанесение аромата в настоящий ритуал». В этом году в премиум-сегменте первопроходцем стал Dior со своим новым ритуалом J'adore Touche de Parfum. Надо сказать, что сложные тренды раскачиваются медленно. Тем более наслаивать ароматы учат многие популярные блогеры.
Инди-парфюмерия, или крафтовая парфюмерия
Набирающее популярность течение. О нем более подробно можно прочитать у Анны Зворыкиной, российского натурального парфюмера (работает только с натуральными ингредиентами), автора книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».
Это очень камерное направление, которое никогда не станет массовым в силу технологических и технических особенностей. Как пишет сама Анна: «"Изюм" таких продуктов — в характерности, эксцентричности, во вкусе и аромате, которые шокируют, заставляют задуматься, остановиться, полностью погрузиться в настоящее». Анна организовала первый локальный российский фестиваль Indie-парфюмерии, в котором приняли участие 20 независимых парфюмеров.
Парфюмерные композиции цветочно-фруктовой группы
Абсолютный хит всех времен и народов. Этот ольфакторный профиль — универсальный, коммерческий, и если бренд не хочет рисковать, то он выпускает легкий, ненавязчивый фруктово-цветочный аромат, подкрепляя его какой-нибудь хитро закрученной сексуальной историей. Если профиль еще и достаточно оригинален, отличается от сотен и сотен собратьев — успех гарантирован.
Количество запусков ароматов, относящихся к цветочно-фруктовому семейству, растет с каждым годом. Пусть сейчас рост несколько снизился за счет расширения других профилей, но все равно именно эта группа самая многочисленная. Как самый яркий пример: все ароматы Escada относятся именно к ней.