Зачем нам органический макияж?
Новый люкс живет и побеждает в декоративной косметике
Год назад я написала про то, что люди уделяют все больше внимания содержимому баночек и бутылочек в своей ванной, все чаще переворачивают их и читают состав и хотят, чтобы он был максимально невредным и, более того, максимально полезным. Никогда раньше названия химических соединений не были известны такому количеству народа за пределами профессионального сообщества. И потому органическая косметика и всяческий органический уход — это настоящий тренд, который будет только укрепляться.
Это правильно и хорошо. Можно верить в силу волшебных трав, собранных на убывающей луне, можно не верить во вред злых парабенов, силиконов и сульфатов, но в целом современному человеку важно ощущать, что он делает правильные вещи и не делает неправильные, даже на таком микроуровне, как состав косметических средств.
Хотя, учитывая их количество в нашей жизни, не такой уж это микроуровень. Опять же, можно сколь угодно иронически относиться к историям про канцерогенные вещества в косметике, но все равно стараться избегать даже потенциальной опасности. Кроме того — и про это обычно забывают хулители органической косметики, — хорошие составы просто лучше работают, чем набор продуктов нефтехимии, из которых, по большей части, состоит обычная массовая косметика. Это как с органическими овощами и фруктами: можно убедительно говорить про то, что генно-модифицированные продукты — это совершенно не страшно, а органическое земледелие — маркетинговый миф, пока не возьмешь в руки органический помидор и не почувствуешь его давно забытый запах, который последний раз слышал в детстве на бабушкином огороде. Эмпирический опыт в таких случаях работает просто сокрушительно.
История про помаду, которой женщины съедают за свою жизнь то ли 300 граммов, то ли целый килограмм, часто приводимая в пользу органического макияжа, — тоже, конечно, чистый маркетинг, но органический макияж сейчас в нем не особенно уже и нуждается. Сегодня все, что так или иначе подходит под определение organic make-up, — это восходящий тренд. Французская Grazia перечисляет Les 6 credo de la slow beauty (приставка slow сейчас признак актуальности: slow food, slow beauty и вообще slow life), и одно из важнейших кредо называет Елена Марино, создательница bazar-bio.com: «Инвестируйте в биомакияж. Со своими активными формулами он не только подкрашивает, но и ухаживает. И цельтесь в мультипродукты — для губ, щек и глаз». То есть это тренд уже заметный настолько, что о нем пишет один из самых массовых французских женских журналов. И даже больше: американский Teen Vogue советует быть более вдумчивым при покупке декоративной косметики, думать не только о том, чтобы помада «не растекалась», но критически подходить к ее составу и избегать «отвратительной химии».
Био- или органический макияж появился практически вместе с началом бума органической косметики как таковой, потому что, в принципе, за идеей органики стоит некий цельный подход к повседневной рутине, в том числе и бьюти-рутине. Одна из самых известных марок органического макияжа, Ilia, была основана Сашей Плавич уже почти 5 лет назад. Примерно тогда же концерн Bourjois вышел на рынок с маркой недорогого органического макияжа UNE, у которой есть французский сертификат органики ECOCERT (что, кстати, важно — потому что «натуральными» себя сегодня называют все кому не лень).
ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО ВСЕ ЭТИ И ДРУГИЕ НОВЫЕ МАРКИ И НОВЫЕ ПРОДУКТЫ СОВЕРШЕННО НЕ УСТУПАЮТ ПО СВОИМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ ОБЫЧНОЙ ЛЮКСОВОЙ КОСМЕТИКЕ
Но все это время применительно к биомакияжу звучала примерно одна и та же интонация: «Зато это так полезно!» То есть ради пользы можно потерпеть и некоторые неудобства: мы же понимаем, что биокосметика не может быть такой, как обычная, — такой же разнообразной, такой же удобной и такой же интересной. Главное клише насчет organic — это нечто бежевое, натуральное, два оттенка тона, три оттенка помады — и все, на большее рассчитывать не приходится. Все плохо ложится, плохо держится, зато полезно.
И вот вдруг стало очевидно, что все изменилось. Появилась масса крутых органических мейкап-брендов, и бьюти-пользователи стали рассказывать про новый волшебный органический оттеночный крем, консилер или румяна примерно с тем же восторгом, с которым рассказывали лет 10 назад про BB-кремы. Откройте такой продвинутый бьюти-сайт, как Into the Gloss, и вы увидите дюжину ревью органического макияжа. И почти каждое будет начинаться примерно так: «Я большой фанат органической косметики, но всегда думала, что органический мейкап уступает обычному, пока не попробовала...» — и дальше названия средств и брендов, имена их создателей и имена их знаменитых клиентов.
Кроме всем известных и всеми любимых Ilia и RMS Beauty у нас тут есть новые звезды: сертифицированный органический макияж Kjaer Weis, над которым 8 лет работала Кирстен Кеар Вейс, шведка, живущая в Нью-Йорке (одно из главных мест для органической косметики вообще), и новейшее увлечение бьюти-маньяков W3LL People, одна из создательниц которого, Ширли Пинксон, работала визажистом в M.A.C и NARS (два других — дерматолог Рене Снайдер и бывший маркетинг-стратег, а ныне гуру велнеса и мейкапа Джеймс Уолкер).
Кумулятивный эффект сработал в последние год-полтора: выяснилось, что все эти и другие новые марки и новые продукты совершенно не уступают по своим потребительским свойствам обычной люксовой косметике — ни по цветам, ни по фактурам, ни по широте и разнообразию цветовой гаммы. И оказалось, что риторика «зато полезная» уже вовсе ни к чему. Наоборот — «не только полезная, но и классная». Как пишет на том же Into the Gloss Виктория Льюис по поводу своих экспериментов с органическим макияжем: «Я не была бы готова пожертвовать своими бывшими фаворитами, если бы эти продукты фактически не выдерживали конкуренции со своими ненатуральными соперниками. В итоге, при прочих равных, я возьму декоративную косметику, которая еще каждый раз приносит пользу моей коже. Разве вы не сделаете так же?» Новые способы извлечения растительных пигментов, новые цветочные гидролаты, новые растительные воски и масла, количество которых в органической косметике постоянно увеличивается, и новые технологии их получения сделали натуральную косметику абсолютно конкурентной.
Польза тут вовсе не мифическая — она описывается вполне научно. Отлично это делает Изабель Карон, создательница французской органической марки Absolution, которая только что представила линию помад, сделанную с известным парижским визажистом Кристофом Даншо. Он еще и довольно известный хореограф: помните ролик Dior, где Марион Котийяр танцует в коротких черных шортах у бассейна? Ее танец поставил Кристоф, он же ее и красит. Марион, кстати, на последнем Каннском фестивале уже появлялась с помадой Christophe Danchaud + Absolution.
Изабель говорит, что растениям, выращенным органическим способом, без применения пестицидов и удобрений, приходится максимально развивать все свои адаптационные свойства, чтобы выжить, поэтому в добытых из них экстрактах (и в косметике из этих экстрактов) заметно больше активных веществ. Их с Кристофом идея была, кстати, очень современной — сделать профессиональную помаду с практически органическим составом (все, кроме пигментов, имеет органическое происхождение).
Итак, подводя итог: в чем сила органической косметики? Ну, во-первых, современному продвинутому пользователю все-таки приятно осознавать: в том, что соприкасается с его кожей чуть ли не дюжину раз на дню (как та же помада), нет алюминия, свинца, кадмия, хрома. И понимать, что он платит свои 30-40-50 евро за что-то приятное вроде экстракта центеллы азиатской (суперантиоксидант), дико популярного сейчас масла шиповника или супермодного меда манука, а не за соли тяжелых металлов.
Во-вторых, люкс тут вообще ключевое слово. Органические косметические марки делают продукты, способные конкурировать с привычной люксовой косметикой. Более того, теперь, научившись работать с покрытием, текстурами и стойкостью, они представляют помаду, румяна и даже тушь, которые способны выигрывать у традиционного люкса — именно благодаря всему вышеперечисленному. Их продукт тоже люксовый — но это очень современный люкс, смысл которого не в bling-bling, не в привычном гламуре, когда вы медленно вынимаете из сумочки тюбик помады с моментально узнаваемым лого, — а в чем-то как раз противоположном.
Это новый люкс, идеология которого как раз держится на нишевости, неузнаваемости для массовой публики, ограниченном производстве, максимуме персонального участия его создателей и, в сущности, настоящей элитарности. Это все хорошо описывается выражением eco-luxe ethos (которое можно перевести и как «эколюкс-идеал») — экологичный, этичный, современный и люксовый. Очень привлекательный идеал. Как говорит Виктория Льюис, разве вы не сделаете так же?