Статьи по теме
Подборка Buro 24/7
Поиск
Чулки, обильное питье и самомассаж
Текст: Дарья Богомолова
Самое страшное для вен — сидячий образ жизни и перелеты. BURO. пообщалось с экспертами о том, как устроена работа вен в области ног, зачем нужны компрессионные чулки и какая профилактика работает.
Кровь по сосудам движется не только благодаря сердцу, но и за счет сокращения стенок сосудов, наличия внутри вен клапанов и мышц. «Клапаны смыкаются и удерживают кровь, когда мышцы поднимают ее по венам, помогая преодолеть земное притяжение. При нарушениях кровь застаивается, сгущается, а сосуды расширяются и выступают — это и есть варикоз», — объясняет Григорий Анчиков, врач-флеболог, хирург Клиники современной косметологии Юлии Щербатовой.
При долгом нахождении в статичном положении происходит ухудшение венозного оттока из-за отсутствия сокращения мышц голени. «Снижается приток крови по артериям, что также способствует замедлению оттока крови. Отсутствие сократительной активности в мышцах приводит к нарушенной работе глубоких вен, тем самым вызывая застой крови — это выражается в отеках и тяжести», — говорит Сергей Якушкин, хирург-флеболог сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук.
«Давление на борту самолета намного ниже, чем на земле. Воздух более сухой, кислорода меньше. Это приводит к обезвоживанию и сгущению крови. Она становится более тяжелой, и вены не всегда могут справиться с нагрузкой, что приводит к венозному застою», — говорит Светлана Осколкова, врач сердечно-сосудистый хирург КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне.
Компрессионные чулки — универсальное средство профилактики и лечения венозной недостаточности и тромбообразования. «Трикотаж показан всем, кто часто летает или проводит в состоянии сидя или стоя более 7 часов в день. Основной эффект достигается за счет давления на глубокую венозную систему. Таким образом повышается скорость движения крови в венах, улучшается отток», — объясняет Виктор Любимов, врач-хирург, флеболог.
Специальная техника вязки позволяет разрабатывать изделия с градуированным давлением. «Компрессионный трикотаж имеет специальную размерную таблицу. Профилактический создает давление на уровне лодыжек менее 18 мм рт. ст. При венозной недостаточности нужно использовать лечебный трикотаж 1 класса компрессии (18–21 мм рт. ст.), при наличии варикозной болезни, перелетах и во время беременности — лечебный трикотаж 2-го класса компрессии (23–32 мм рт. ст.)», — объясняет Светлана Осколкова.
Гольфы, чулки или специальные колготы должен подбирать флеболог после обследований и осмотра. «Подбор трикотажа осуществляется по размерам конечности. Производится замер окружностей конечности на необходимых уровнях и по специальной размерной сетке», — поясняет Виктор Любимов.
Обувь должна быть удобной, не сдавливать стопу, на плоской подошве или на невысоком устойчивом каблуке. «При перелетах до трех часов необязательно снимать обувь в самолете. За этот период времени в системе не собирается большой объем крови, с которым бы не справился венозный сосуд. При более длительном перелете давление в венах возрастает, требуется участие человека для продвижения крови. Если снять обувь, мышечно-венозная помпа будет работать лучше», — говорит Светлана Осколкова.
Даже в компрессионном трикотаже важно не просто сидеть, а ходить по салону. «Если нет такой возможности, то необходимо как можно чаще делать упражнения по сгибанию и разгибанию стопы, тем самым улучшая венозный отток крови и уменьшая застойные явления», — советует Сергей Якушкин.
«Разминайте ступни. Поднимайтесь на носках или просто сидя делайте мелкие движения ступнями. Пейте много воды, чтобы не допускать обезвоживания», — дополняет Григорий Анчиков.
Подборка Buro 24/7