Почему мы стремимся к закрытым профилям в соцсетях вместо популярности
Анонимность в онлайне — кажется, это новый тренд, приходящий на смену личному бренду. Так ли это и как возможно выстроить здоровые отношения с социальными сетями сегодня — спросили у психолога
Летом этого года сайт The Atlantic выпустил материал о возрастающем тренде на анонимность: все больше пользователей выбирают закрытые небольшие аккаунты вместо популярности и стремления стать инфлюенсерами. Социальные сети позволили миллионам зарабатывать на своем лице и трансляции каждой секунды жизни — так родилась «культура презентаций и личного бренда», которая сегодня утомляет новые поколения.
Снова становятся популярными Tumblr и Pinterest — их рассвет пришелся на время перед эпохой инфлюенсеров. Миллионы пользователей регистрируются под различными никами в сети Discord с чатами и сообществами, будто скучая по форумам, на которых можно было представиться кем угодно. В метавселенных прячутся за аватарами. В Instagram (компания признана экстремистской на территории России) даже популярные люди закрывают свои аккаунты. Почему мы устаем от образа в социальных сетях и как можно избежать расщепления с реальностью — спрашиваем у эксперта.
Луиза Гильманова
психотерапевт
С ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНА ТЕНДЕНЦИЯ НА АНОНИМНОСТЬ?
Ответы на вопросы относительно анонимности в Сети могут быть только философскими: невозможно обобщить разные процессы в психике людей. Но можно порассуждать.
И первое, что приходит в голову, — это возросшая потребность в безопасности и уединенности. Любая активность, в том числе онлайн, может ощущаться как проявление себя как личности, показывание себя миру. А феномен соцсетей достаточно соблазнителен, чтобы начать строить из себя настоящего «лучшую версию», которая может вообще не иметь ничего общего с реальностью. Это, в свою очередь, может вызывать много напряжения.
Другой феномен может быть тесно связан с ощущением опасности: любой имеет возможность заглянуть к тебе, полистать фотографии, побродить по текстам и личным моментам. Это может пугать — и не напрасно. Тревога в этом случае нормальна: сложно контролировать открытый профиль в соцсетях.
Но и еще одна довольно интересная особенность может быть связана с некоторой паранойяльностью — когда человеку кажется, что за ним следят, его постоянно оценивают, ему хотят зла.
Поэтому причины очень индивидуальны, хотя чаще всего связаны с ощущением безопасности от контролируемой закрытости.
ЕСТЬ ДРУГАЯ СТОРОНА АНОНИМНОСТИ: ВМЕСТО НАСТОЯЩИХ ИМЕНИ И ФАМИЛИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НИКИ, ВМЕСТО ФОТО — АВАТАР. ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАННЫЙ ОБРАЗ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧТО ЭТО МОЖЕТ ЗА СОБОЙ ПОВЛЕЧЬ?
Разделение себя на части провоцирует расщепление (splitting) — это защита психики, которая делит что-то целостное и сложное на черно-белое и категоричное. Вот как это может работать: в жизни я хорошая жена, приятный собеседник, у меня обычная жизнь с рутиной, а в онлайн-мире я выражаю еще одну свою часть (сдерживаемую). Я могу не заботиться о мнении других людей и открыто себя выражать в комментариях, быть злой и отвергающей и отыгрывать агрессивные импульсы, которые копились во мне долгое время, и при этом оставаться «добрым человеком» вне онлайн-пространства. Приходится расщепляться: целостный образ не может удержаться, если две взаимоисключающие вещи существуют вместе.
Необязательно история может быть именно такой. Это лишь показательный пример, как расщепляется психика вслед за возможностью скрыться за онлайн-образом.
Конечно, могут быть более здоровые возможности проявляться, не угрожающие целостности личности: я могу быть скромной в жизни, но пробовать сублимировать свою потребность в творческой видимости через соцсети, проявляясь там как художница. Или вести блог, где я похожа на себя реальную, но мне легче пробовать говорить о себе. Тогда, наоборот, это довольно терапевтичная история.
ПОПУЛЯРНОСТЬ КИБЕР- И МЕТАПРОСТРАНСТВ ОПАСНА ДЛЯ ПСИХИКИ?
На условно здоровую психику новые технологии и социальные сети влияют, но некритично. Однако образ себя может теряться или еще больше расслаиваться: мы обнаруживаем себя (self) только в аутентичном взаимодействии с другими людьми, где приходится проявляться такими, какие мы есть. Особенно это может быть тревожным моментом в подростковом возрасте или у людей с ментальными расстройствами, когда ощущение целостности личности не сформировано. Тогда человек будет пробовать новые роли, которые никак его не отражают, все больше поддерживая таким образом, например, ощущение пустоты.
В этом смысле интернет-пространству сложно заменить реальное общение, где вы появляетесь, узнаете себя, чувственно реагируете и выстраиваете отношения, в том числе с самим собой реальным — неидеальным, разным.
УСТАЛОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ЛИЧНОГО БРЕНДА СВЯЗАНА У МНОГИХ С ОЩУЩЕНИЕМ, ЧТО ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТКО СОГЛАСОВАНЫ С АУДИТОРИЕЙ И ПРЕПОДНЕСЕНЫ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ. КАК ВОЗМОЖНО НАЙТИ БАЛАНС?
Личный бренд довольно сильно исказил взаимодействие в интернет-пространстве: с одной стороны, эта идея поддерживает проявление индивидуальности, с другой же — требует показывать самые лучшие/интересные ее стороны, соблазняя аудиторию. И это расщепляет: я должен быть определенным в глазах аудитории, но в реальной жизни я вижу себя неидеального, иногда не справляющегося, порой растерянного, грустного и скучного — что с этим делать?
Возникает ощущение, что со мной что-то не так (хотя мы все испытываем очень разные состояния, и это нормально), приходится еще больше делать, чтобы поддерживать симпатичный людям образ. Как минимум это ведет к выгоранию, как максимум — к ментальным расстройствам, сильно мешающим качеству жизни.
Подростки, уставшие от феномена Instagram (компания признана экстремистской на территории России), больше времени проводят в TikTok, где нет культа идеальности, зато есть свобода быть собой. Создаются новые соцсети (например BeReal), поддерживающие проявление реальной жизни, и баланс в тенденциях сам находит выход к аудитории. Все устали от идеальности и жестких стандартов, люди хотят честности в отношении с собой, другими, в том числе в онлайн-пространстве.
В этом и есть баланс.
КАК ВОЗМОЖНО ОТДЕЛИТЬ СЕБЯ РЕАЛЬНОГО ОТ ОБРАЗА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ? И НУЖНО ЛИ?
Отделить себя реального от нарисованного образа поможет осознанность и саморефлексия.
- Какой своей стороной я проявляюсь?
- Если можно было бы описать себя в онлайн-пространстве, какой образ у меня бы был? Я в реальности похож на этого человека?
- Много ли я времени провожу, чтобы показать более красивую часть своей жизни в соцсетях? Как это влияет на качество моей реальной жизни?
- Кем я хочу показаться, кем я не являюсь?
- Что отличающееся от реальной жизни есть в моем поведении/трансляции в соцсетях?
Ответы на эти вопросы подсветят какие-то важные моменты при взаимодействии в онлайн-пространстве и покажут, сильно ли ваш виртуальный образ отличается от реальности.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ СЕГОДНЯ? КАКУЮ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ИМ ОТДАВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА?
Конечно, невозможно построить правила ведения себя в соцсетях, так как у всех слишком разные вводные: кто-то работает блогером, для кого-то соцсети не больше чем развлечение.
Но следующие рекомендации помогут выстраивать более гармоничные отношения с собой и другими в соцсетях:
1
Постарайтесь проявляться честно (так, как вы внутренне себя чувствуете) и не приукрашивать вашу жизнь несуществующими в реальности вещами. Это снизит напряжение и стыд несоответствия.
2
Соцсети приятнее вести, когда этот опыт созвучен и искренен с внутренним переживанием себя: вы можете быть собой в онлайн-пространстве, показывать свою жизнь ровно настолько, насколько это комфортно.
3
Если вы слишком много времени проводите в соцсетях (что мешает качеству жизни), попробуйте посмотреть, что именно дает вам онлайн-пространство. Возможно, это избегание пугающей реальности, интерес или вовлечение в жизнь других, чтобы не смотреть внутрь самого себя.
4
Если вы делаете что-то, что вы бы никогда не сделали в жизни, задумайтесь: для чего вы это делаете? Из каких порывов?
5
Соцсети точно подходят не всем — и это нормально.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7