Цукерберг о будущем, которое нас ждет: главные итоги IT-конференции F8
Дроны для доставки интернета и дополненная реальность в каждом смартфоне
F8 — давно ставшая традиционной конференция, на которой Марк Цукерберг и его соратники представляют внимательной толпе разработчиков со всего света свои новые идеи и инструменты. И хотя мероприятие привлекает прежде всего профессионалов мира IT, в своей главной речи Цукерберг всегда пытается наметить контуры ближайшего будущего, в которое он планирует отправить как компанию, так и всех ее клиентов и пользователей.
Дополненная и виртуальная реальности
По мнению Цукерберга, «благодаря дополненной реальности мы сможем разными новыми способами смешивать цифровой и физический миры, и это сделает наш физический мир только лучше». Для этого компания создала платформу Camera Effects, с помощью которой разработчики могут экспериментировать с дополненной реальностью, а все, что нужно пользователям, — камера на смартфоне. «Мы делаем камеру первой платформой дополненной реальности», — заявил под аплодисменты CEO Facebook. Среди примеров использования — виртуальный стрит-арт, который появляется, если навести камеру на обычную белую стену; или же виртуальная записка на пустом холодильнике, что надо купить молока; или объекты вроде цифрового цветка в кофейне. Все это звучит не очень революционно и полезно, однако идея, питающая эти разработки, позволила Facebook стать одной из самых успешных компаний мира: максимальное вовлечение пользователей всеми возможными способами, даже если большинство из них — откровенно бесполезные и дурацкие.
Другая представленная разработка компании — это Facebook Spaces, группы виртуальной реальности, в которых пользователи могут общаться, показывать свои новые апартаменты и путешествовать по цифровому миру, используя кастомизированные аватары. Все это интегрировано с мессенджером, так что максимум, что вам нужно, — это шлем виртуальной реальности и видеозвонок со смартфона. Внутри виртуального Facebook Space можно рисовать свои 3D-объекты и даже делать селфи аватаров себя любимого и друзей, чтобы потом, естественно, расшарить на страничке.
Нейронные сети и дроны на солнечных батареях
Среди других упомянутых направлений работы компании: технология распознавания объектов с помощью так называемых сверточных нейронных сетей, которая заметно прогрессирует в течение последних лет, и Aquila — едва ли не самый амбициозный проект Facebook, в рамках которого планируется создание дронов на солнечных батареях, которые будут обеспечивать подключение к интернету в отдаленных и бедных регионах планеты. Все это, впрочем, пока что отдаленное будущее.
Онлайн-комьюнити
Если же вернуться к дополненной и виртуальной реальности, то в риторике компании все ее разработки в этой сфере — такое маклюэновское «расширение» человека и его опыта с целью создания маклюэновской же «глобальной деревни». Надо заметить, что незадолго до конференции Цукерберг опубликовал большое письмо, в котором рассказал о стремлении компании создать социальную инфраструктуру для своей версии «глобальной деревни». Ключевым юнитом этого глобального комьюнити должны стать группы на фейсбуке по типу тех, которые уже используются для координации помощи беженцам в европейских городах. «Онлайн-комьюнити — это светлое пятно, и мы можем укрепить наши физические комьюнити, если поможем соединить людей как онлайн, так и офлайн», — написал Цукерберг. Представив Facebook Spaces, компания дала понять, в чем суть этого видения «глобальной деревни»: больше времени, проведенного на платформе, больше генерированных данных, больше шеринга и больше банального досуга.
В свое время голландский теоретик медиа Хосе ван Дайк заметила, что то, что предлагает Facebook под соусом коммуникации, — это не что иное, как коннективность, соединение максимального количества людей всеми изощренными способами, и максимальная монетизация этой коннективности. В главной речи Цукерберга и компании едва ли не чаще всего звучало слово fun, так что новые разработки логичнее всего воспринимать именно как еще один вариант фана, а не предвестника социальной революции и «глобальной деревни».