Анна Лебсак-Клейманс — о том, как сегодня мода освобождает мужчин от стереотипов о «мужественности»
В специальной колонке BURO. генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс рассуждает о том, как сегодня трансформируется понятие мужественности и каким образом на эти изменения влияет индустрия моды.
Моду последнего столетия смело можно назвать женской, так как ее главным героем и объектом была женщина. В многочисленных книгах по истории моды ХХ века все тренды десятилетий зафиксированы через реформацию и трансформацию женского гардероба. Мужчины были лишь пассивной тенью этих изменений. Такой фокус модной индустрии на женщинах нам кажется вполне естественным, но так было не всегда. До индустриальной революции, которая началась во второй половине XVIII века, мужской и женский гардеробы были равны в правах на декоративность и изысканность. Непрактичные жабо, рюши, оборки, гофрировки, буфы, хрупкие и капризные ткани, кружево, гипюр, трудоемкие отделки на воротниках и манжетах. Бархатную обувь на каблуках мужчины использовали не менее активно, чем их современницы в течение многих столетий. Процесс упрощения мужского гардероба стартовал в конце XVIII века. Повседневный гардероб мужчин сузился до достаточно ограниченного и утилитарного набора «полезных вещей», а декоративная непрактичность одежды стала эксклюзивным правом женщин.
Мужчины были вытеснены с модных радаров более чем на полтора века. Это был исторический период эмансипации женщин, которая была важнейшей социальной повесткой всего прошлого столетия. Женщины добились равных прав на работу и собственные доходы, права на выбор — иметь или не иметь детей. А в процессе успешно узурпировали весь вестиментарный инструментарий маскулинности: брюки, сюртуки, костюмы, галстуки. Можно сказать, что история модных инноваций XX века — это карта женской эмансипации: флапперы и низкая талия 1920-х, протестные мини-юбки и комбинезоны 1960-х, широкие плечи и power woman 1980-х. В результате получилось так, что к началу XXI века женщины обрели максимально широкий спектр того, что является нормальным и приемлемым в обществе. При этом, забрав у мужчин эксклюзив на «мужественность», женщины сохранили за собой эксклюзив на «феминность».
Мне этот парадоксальный перекос кажется весьма несправедливым, и абсолютно логично то, что маятник моды качнулся в обратную сторону — своеобразного мужского реванша. Область приемлемого в современном мужском образе расширяется буквально на глазах, и я с большим интересом наблюдаю, как происходит освобождение мужского гардероба от узкого норматива практичности и сдержанности. Глубинное переосмысление самой концепции мужественности в современном обществе неизбежно, так как мужчины и женщины фактически сравнялись в своей рыночной эффективности. И, с моей точки зрения, именно поиск адекватного представления о мужественности и отстройка от «токсичной маскулинности» являются основным драйвером моды первых десятилетий XXI века.
Сам термин «toxic masculinity» стал популярным около десятилетия назад. Американский социолог Майкл Флуд определяет его так: «Устаревшее традиционное представление о том, что мальчики должны стремиться стать крутыми парнями, доминирующими, способными использовать жесткую силу для достижения власти. И идея о том, что якобы открытое проявление своих эмоций делает мужчин слабыми неудачниками, тоже устарела». Многие мировые специалисты в области психологии утверждают, что «токсичная маскулинность» в современном обществе неэффективна и оказывает крайне разрушительное воздействие на психику. Она также вызывает резкий протест у молодежи. Мне кажется, что во многом к радикальным формам феминизации молодых мужчин приводит именно давление на молодых людей нормами «токсичной маскулинности».
Последние пару лет в мужских коллекциях бренды не проходят мимо этой темы. Каждый сильный бренд сегодня предлагает свою трактовку феминной маскулинности: мы видим разнообразные оттенки розового, платья, рюши, воланы, кружева, пайетки, пышные рукава, укороченные топики, микросумочки и микрошорты. И феминизация уже не выглядит как маскарад или театр. Эти нефункциональные и декоративные детали постепенно становятся повседневной нормой мужского гардероба. Важно отметить, что декоративность в мужские гардеробы начала просачиваться еще во второй половине XX века благодаря различным субкультурным движениям. Однако то, что во времена юности Дэвида Боуи, Принса и Курта Кобейна бросало вызов, сегодня становится обыденностью. Это касается не только одежды, но и нового модного типа мужской внешности. Нежные бигендерные Тимоти Шаламе, Эзра Миллер, Тай Шеридан, Лукас Хеджес, Алекс Лоутер уже с юного возраста становятся иконами для поколения Z. Музыканты Фаррелл Уильямс, Трой Сиван и Гарри Стайлз — it-boys со своей свободной интерпретацией мужественности и женственности.
Одним из мировых лидеров тренда на феминизацию мужского стиля и внешности является, как ни странно, весьма консервативный Китай, в котором продажи уходовой косметики для мужчин растут огромными темпами. В 2018 году именно там появился мем little fresh meat, отсылающий к инфлюенсерам-мужчинам, которые популярны благодаря своей красивой андрогинной внешности. Сегодня little fresh meat — это уже не просто мем, а мощнейший коллаборационный бизнес. Так, например, 10-минутное участие певца Лу Хана, получившего прозвище «китайский Джастин Бибер», в запуске продаж подарочных наборов L'Occitane увеличило общие квартальные обороты бренда более чем в два раза. Так как такие мужчины способны генерировать огромные продажи для брендов, они сегодня стали частью большинства промокампаний в Азии, а сам термин вжился в профессиональный словарь маркетологов.
Влиятельность феминной эстетики, которую олицетворяют эти эльфы, набрала такую силу в Китае, что правительство страны даже обеспокоилось. Появился ряд разнообразных инициатив «по предотвращению феминизации молодых мужчин» как запрещающего, так и воспитательного характера. Например, ввели весьма консервативный запрет на ношение сережек. Одновременно по всей стране увеличили количество учителей и часов физкультуры в школах и вузах. Как пишет Jing Daily, «насаживание мужественности» сверху дало обратный эффект», а в социальной сети Weibo появились многочисленные публикации о том, что «учить мальчика быть мужественным» означает «учить его быть хорошим человеком».
Очевидно, что никакими запретами процесс феминизации мужчин сегодня остановить невозможно, ровно так же, как невозможно было остановить эмансипацию женщин 100 лет назад. Например, опрос пяти тысяч мужчин в США, проведенный руководителем кафедры мужской психологии Британского психологического общества доктором Джоном Барри, показал, что молодые американцы мало стремятся выглядеть доминирующими крутыми парнями. Их больше волнуют вопросы здоровья, ответственности и баланса.
Так получилось, что этот текст я перечитывала в маникюрном салоне и вдруг поняла, что крайне редко встречаю тут мужчин. Почему? Ведь современные модные мужчины так быстро приучились к расходам на изысканные барбершопы. Возможно, мужчинам некомфортно в нашем женском мире, который не очень готов принять феминизацию мужчин? И в этом смысле провокация, которая периодически доносится с подиумов, — это вынужденный шаг, чтобы традиции поменялись и что-то сдвинулось с места, нормы надо раскачать. Радикализм — это инструмент протеста, который успешно использовали феминистки начала XX века, устраивая протестные марши с палочками свободы (сигаретами) и публично отрицая традиционные моногамные отношения. А сейчас точно так же им пользуются и мужчины, чтобы получить зеркальные права на свободу своего выбора.
«Важно, чтобы мужчин больше не заставляли держать все эмоции в себе. Общество должно признавать, что вне зависимости от пола все мы люди, и у всех нас есть эмоции, и мы должны уметь их принимать. Я уверен, что этот подход во взглядах на мужчин продолжит укрепляться», — отмечает директор по моде Highsnobiety Атип Вананурукс. И эта идея, как росток через асфальт, наконец пробивается через слои традиционных представлений о мужественности.