Как меняется коммуникация в цифровую эпоху
Современное поколение пользователей считает себя не только потребителями, но культурными кокреаторами благодаря возможности потреблять и создавать контент. В совместном проекте с Tele2 — компании в этом году исполняется 4 года — BURO. исследует, каким образом текущие диджитал-привычки влияют на особенности коммуникации в целом
Мы обожаем быть на связи. «Если этого не было онлайн — этого не существовало» — мантра нашего времени. Открыть инстаграм c утра — как почистить зубы. Каждый способен обзавестись своей аудиторией, делиться с ней мнением по всем вопросам, созданным контентом и заодно повышать ER. Быстро, легко, повсеместно. Но все это время отношения меняются, и не только с другими, но и с самим собой.
В том, что касается коммуникации, возникает парадокс, точнее — множество парадоксов. Паттерны поведения уже существуют, а этические правила, их регулирующие, еще не сформированы. Не ответить на СМС — это оскорбление? Удалить в фейсбуке — равно расстаться? Получить игривое эмодзи от босса — столкнуться с харассментом? Удачная фотография подруги в соцсети вызывает негатив — пора к врачу? Эта новая этика — terra incognita, и каждый аспект коммуникации в эпоху диджитал — новый оксюморон.
Изменить мир, но осторожно
Привычки зумеров — людей, родившихся в диджитал-эпоху и представляющих главную потребительскую мощь, — отличаются от всех предыдущих поколений, в том числе и от предшествующих миллениалов. Кроме того, что это самое фотографируемое поколение в истории, оно еще и очень деятельное: люди, которые не знают мира без интернета, мыслят глобально и очень много общаются. Это не просто потребители, но уже кокреаторы.
В Америке, например, 80% Z считают себя творчески активными людьми и постоянно постят контент. И они знают цену своему голосу, реально хотят изменить мир и действительно меняют многое: глобальные компании тратят миллионы, пытаясь узнать, о чем они думают и что хотят. Кроме того, сила распространенной по соцсетям мысли подтверждена фактами, стоит вспомнить кампании #metoo в США или #ямыиванголунов и #ямыпавелустинов в России и что произошло после них. Любой голос в соцсети обретает масштаб и важность. Но это не снижает ценности личного общения, особенно в ситуации, когда у собеседников разные точки зрения. Вот интересный эксперимент: пары людей, которые придерживались полярных позиций по политическим вопросам, встретились в реальной жизни — и при личном общении находили компромисс. И более того, они были в восторге от встречи.
Больше возможностей, но больше проблем
Возможность всегда оставаться на связи — с помощью, в частности, Tele2 — безусловная необходимость времени. Из-за классно оформленного профайла в соцсети или своевременного ответа на сообщение в мессенджере можно начать отношения, получить работу, не говоря о том, что за пару минут можно заказать новую мебель в квартиру.
Но вообще-то потребление любого контента — потенциальный источник стресса (хотя бы в силу его количества). Речь не о фотографии инфлюенсера в спа-отеле или посте подружки с Венецианской биеннале — бесконтрольный поток новостей о стрельбе, глобальном потеплении, скандалах с харассментом терроризирует мозг и волнует молодое поколение не меньше, чем бытовые вопросы. Все эти инфоповоды будто бы требуют сформулировать хоть какое-то мнение и высказать его в социальной сети. Болезни нового времени вроде FoMo, боязни пропустить что-то интересное, или номофобии, страха остаться без мобильного телефона, — реальны. Отдельная ментальная язва — буллинг. Агрессивные нападки в Сети имеют последствия — от депрессии до самоубийств. Неудивительно, что озабоченность собственным ментальным здоровьем — еще одна характеристика современного поколения. Возможность скрыться остается — надо просто выключить телефон.
Свободно общаться, но с границами
Девайсы упрощают жизнь — факт. Отправить имейл или кинуть пару строк в мессенджере проще, чем поговорить c глазу на глаз — ведь разговор может принять неожиданный и нежелательный поворот. Отношения требуют усилий, и технологии дают возможность их дозировать — контролировать реакцию, спрятаться с глаз. Однако это не всегда и везде на пользу.
Скажем, в рабочей обстановке качество коммуникации имеет решающее значение. Здесь нужен баланс нетворкинга и личного взаимодействия. Возникает много соблазнов уйти от возможных проблем и заодно выглядеть остроумнее, деятельнее и обаятельнее. В честь дня эмодзи 17 июля американские предприниматели в статье для Forbes рассуждали на тему уместности символов в деловой переписке. Общее мнение: это нормально, помогает создать дружелюбную среду, но главное — не перейти границы. Где эти границы — вопрос.
Быть на связи, но в одиночестве
Наши девайсы меняют не только социальное взаимодействие, но и нас самих. Американский социолог Шерри Теркл изучает феномен влияния технологий на современную жизнь более 15 лет. В своей речи на TED Talks Connected but alone она акцентирует внимание на главной проблеме: общество стало разобщеннее, а каждый — чуть более одинок.
И правда — сделать чек-ин, сидя с друзьями в кафе где-нибудь в Берлине, важнее, чем переброситься парой фраз c ними же, сидящими напротив. Отреагировать вовремя на новость в треде интереснее, чем пережить текущий момент. Но привычка сидеть, уткнувшись в смартфон, на любых встречах прогрессирует в синдром рассеянного внимания, невозможности толком сосредоточиться на основной мысли в разговоре с собеседником.
Даже если мы не пытаемся осмыслить диджитал-реальность, она все равно влияет на то, как мы относимся к другим и себе. Ситуаций, в которых мы остаемся прежними, не существует. Культура общения формируется так или иначе. И важно использовать лернинги из виртуального мира в реальном, чтобы стать лучшей версией себя и жить лучшей жизнью в реальном мире.
Tele2: связь в духе времени
В этом году оператору сотовой связи Tele2 четыре года. Выгодные тарифы, быстрый интернет, полезные сервисы — все возможности для того, чтобы оставаться на связи в любых условиях.