Поиск

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию

Нейросети уже давно стали частью практически всех сфер искусства, в том числе кино. О том, какие шансы у искусственного интеллекта получить собственную звезду на «Аллее славы» в Голливуде и как выглядит процесс производства фильмов с использованием ИИ, рассказала директор Московской школы кино Мария Ситковская.


«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 1)

Мария Ситковская

Директор первого в России университета креативных индустрий Universal University, руководитель Московской школы кино

Директор первого в России университета креативных индустрий Universal University, руководитель Московской школы кино


ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В КИНОИНДУСТРИИ С ПОЯВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ НЕЙРОСЕТЕЙ


К сегодняшнему дню кинематографисты перестали бояться ИИ и начали воспринимать его как еще один полезный инструмент для решения творческих задач. Такая адаптация происходила и до этого: за последние сто лет каждая новая технология проходила путь от сомнений и отрицания до принятия и интеграции. Нейросети уже помогали специалистам на разных этапах кинопроизводства — от поиска идеи до постпродакшна. Например, раньше, чтобы продюсер мог показать концепцию фильма инвестору, нужно было найти художника, объяснить ему идею, ждать пару месяцев реализацию и затем дорабатывать несколько раз. Теперь можно создать наброски при помощи ИИ всего за полчаса и сразу обсудить их с коллегами — это позволяет быстрее получать обратную связь и не тратить недели или месяцы на корректировку.

На этапе препродакшена нейросети также помогают оптимизировать ресурсы: Голливуд давно использует такие инструменты, как аниматик (черновую версию анимации) и раскадровку. Эта практика необходима съемочной группе, чтобы понять, как будет работать сценарий покадрово и какие элементы декораций стоит воссоздать, а какие можно сформировать на постпродакшене. Раньше этот процесс обходился в сумму от 500 тысяч до миллиона долларов, сейчас же стал намного дешевле. ИИ позволяет быстрее и экономичнее рисовать аниматики из-за уменьшения нагрузки на команду специалистов и сокращения времени их работы.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 2)
Мария Ситковская
«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 3)
Московская школа кино


О РОЛИ ИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ КИНОПРОИЗВОДСТВА


Если на подготовительном этапе задача нейросетей заключается скорее в том, чтобы сократить время работы команды и расходы бюджета, то на постпродакшене ИИ уже стал полноценным, полезным и важным инструментом. Он включает использование VFX (визуальных эффектов) и композинга, когда реальные съемочные материалы объединяются с нарисованными спецэффектами. Во время реализации возникает множество технических моментов: исправление неточностей, устранение стыков и проверка деталей, в их решении и помогают технологии.

Хотя ИИ пока не может полностью заменить человека (его творческие попытки еще выглядят наивно и иногда забавно) он уже активно помогает справляться с рутинными и техническими задачами. Как отмечает Илья Путилин, куратор программы по саунд-дизайну в Московской школе кино, сегодня звукорежиссеры, монтажеры и специалисты по VFX активно используют нейросети как инструмент, например, для восстановления бракованной записи голоса актера на основе других дорожек.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 4)
Московская школа кино


О ВОЗМОЖНОСТИ ИИ СИНТЕЗИРОВАТЬ ГОЛОС, МЕНЯТЬ ВНЕШНОСТЬ И ОМОЛАЖИВАТЬ АКТЕРОВ


Использование нейросетей для работы с актерами может решать сразу несколько творческих задач. Известные примеры — фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе 2019 года и российский сериал «Контакт» 2021-го Евгения Стычкина и Нурбека Эгена, где применяли технологии омоложения. Иногда жалеешь, что ИИ не научился этому раньше: в культовом шоу «Анатомия страсти» (простите за спойлеры) героиня, доктор Грей, была в коме и встречалась с персонажами, умершими в ранних сезонах. Но они появлялись в кадре уже в реальном возрасте, постаревшими на 10–15 лет. В диалоге герои даже шутили: «Не смущает, что я выгляжу старше, чем в момент смерти?». На что Грей отвечала: «Нет, я вижу тебя таким, какой ты есть сейчас». Сегодня можно было бы избежать этой сценарной проблемы очень легко.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 5)
Кадры из фильма «Ирландец»
«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 6)


О ВЛИЯНИИ НЕЙРОСЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАСТА


Сейчас активно развиваются стартапы, которые помогают находить актеров без участия агентов, но полностью их деятельность исключить пока нельзя. Главная проблема кастинга в России — недостаток новых лиц: как правило, кастинг-директор предлагает тех актеров, которых знает или чьи лица помнит. А современные технологии позволяют использовать базы данных, содержащие упоминания и визуальные образы людей со всего мира, — это дает возможность подбирать кандидатов более точно.

Также нейросети могут повлиять и на профессию каскадера: уже сейчас подавляющее большинство трюков снимают на зеленом экране и потом дорисовывают «опасное» с помощью нейросети. Это минимизирует риск для актера — многие начинают отказываться от услуг дублеров. Главный вывод — искусственный интеллект помогает сократить человеческие трудозатраты, а значит, и общие расходы на проект, ускоряя процесс и оставляя больше времени на творчество.


О ПРАВОВОЙ ЗОНЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИИ


В 2023 году произошла масштабная забастовка, организованная профсоюзом Гильдии киноактеров США: переговоры с Альянсом продюсеров кино и телевидения затянулись, но так и не увенчались успехом. Актеры требовали повышения базовой ставки, которая была сокращена, и возобновления выплат за повторные показы. Раньше можно было продать конкретные эфиры: первый, третий — одной компании, второй, четвертый — другой. Звезды получали выплаты за каждое появление на экране, а менее известные деятели кино передавали права разово. С активным развитием стриминговых сервисов стало невозможно отслеживать точное количество просмотров, и студии отказались платить роялти (ежемесячные платежи в рамках лицензионного соглашения), что вызвало недовольство.

Частое появление на экране приводит к тому, что лица приедаются зрителям, и это также сказывается на востребованности. Контенту нужно «отдыхать», иначе теряется интерес к нему, как если бы каналы показывали один и тот же фильм много раз в год. Актеры боялись, что их изображения, голоса и выступления могут использоваться без их ведома, даже в нежелательных контекстах — рекламе и неподобающем контенте. Они требовали строгих правил, чтобы защитить себя от несанкционированного использования. Забастовка длилась около четырех месяцев, но, к сожалению, закончилась без положительных результатов. Наш рынок внимательно смотрит на опыт Голливуда, собственного решения у нас пока что тоже нет. Но как только там возникнет релевантный прецедент, российская и другие киноиндустрии по всему миру смогут перенять голливудскую практику.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 7)
Забастовка Гильдии киноактеров США, 2023
«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 8)


О НАПИСАНИИ СЦЕНАРИЕВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОСЕТЕЙ


Еще пару лет назад Сбер создал программу на базе ИИ, которая генерирует синопсисы потенциальных фильмов по короткому описанию — например, «романтическая драма к Новому году» (но стоит понимать, что это лишь компиляция уже существующих идей). Конечно, адепты технологий убеждены, что в будущем, когда они «накормят» ИИ всей мировой художественной культурой, нейросети вытеснят художников и авторов, создав своеобразное автоматизированное творчество. Не согласна с этим: Леонардо да Винчи не видел всех произведений мировой культуры, но это не помешало ему создавать шедевры. Искусство — это не компиляция.

Нейросети хороши для рутинных задач — например, для написания 763 серий медицинского процедурала. Он может собрать сюжет, зная характеры героев и их конфликтные линии, добавить новогоднюю атмосферу. Однако такие истории не претендуют на оригинальность, их задача — быть органичными в контексте сериала. Настоящее искусство, как и изобретения, рождается из человеческого опыта и эмоций, часто переработки детских или других травматических переживаний. ИИ — это языковая модель, которая отражает мышление взрослого человека без опыта взросления и эмоциональных травм. Поэтому его произведения — это технические компиляции, которые не затрагивают личные эмоциональные струны зрителя. Красивая картинка может впечатлить, но не тронет, если за ней нет живого, человеческого переживания.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 9)
Московская школа кино


ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕЙРОСЕТЕЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦЭФФЕКТОВ


Важная задача спецэффектов — создать зрелищность на экране, развлечь зрителя, но они также часто несут эмоциональную нагрузку, как и сценарии. Чем точнее отрисован персонаж, тем больше ему сопереживаешь. Возьмем, например, «Аватар: Путь воды» 2022 года Джеймса Кэмерона, в котором активно использовали ИИ. Задача нейросетей — сделать так, чтобы глаз зрителя не заметил ошибок в движениях персонажей. Если глаза улавливают недостоверность, ты перестанешь верить и теряешь эмоциональную связь с происходящим, и наоборот, если команда хорошо справляется с задачей, то зритель захвачен происходящим на экране.

В связи с этим возникает вопрос: как изменится восприятие идеальных изображений, созданных при помощи ИИ? Сейчас растет поколение, для которого визуальный и чувственный опыт основан на изображениях, созданных нейросетями. Это поколение будет воспринимать их более глубоко и эмоционально, потому что чувственное восприятие формируется на основе такого контента.

Быть может, мозг человека настолько адаптируется к продуктам нейросетей, что их контент будет восприниматься так же естественно.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 10)
Кадры из фильма «Аватар: Путь воды»
«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 11)


О ТОМ, СМОЖЕТ ЛИ ИИ ПЕРЕНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ ИЛИ ДАЖЕ ПЕРЕЖИТЬ СВОЙ


Это сложный вопрос, на который пока нет однозначного ответа. Вспомним эксперимент «Китайская комната». Представьте: человек сидит в стеклянной комнате, вокруг него таблички с иероглифами и английскими фразами. Снаружи кто-то поднимает табличку с иероглифом, содержащим вопрос. Человек внутри видит этот вопрос и, не зная китайского языка, находит по инструкции соответствующую английскую фразу — поднимает карточку в ответ. Действуя только по предложенной схеме, понял ли он, что именно спросили? Нет. Понимает ли, что отвечает? Тоже нет. Он просто имитирует понимание. Будет ли когда-нибудь возможен такой уровень развития, чтобы ИИ достиг функциональности человеческого мозга и действительно понимал такие глубокие процессы? Этого пока не знаем, так как наше знание о самом мозге тоже ограничено.

Красота часто кроется в несовершенстве — например, самые красивые лица часто асимметричны. Можно с помощью ИИ написать безупречный, идеально структурированный сценарий, где все линии выверены, но будет ли он работать, трогать зрителя? Это большой вопрос. Я считаю, что ИИ лучше всего работает как помощник. Например, вы придумываете идею и «вбрасываете» ее в нейросеть, а она предлагает разные варианты развития сюжета. Это точка отсчета в мозговом штурме, которая позволяет придумать что-то совершенно новое. Ведь главное в просмотре фильма — это ощущение новизны, предвкушение неизвестного, удивление от того, что будет дальше. Если уже на тринадцатой минуте вы понимаете, как будет развиваться сюжет, интерес угасает.

«Артефакты ИИ не попадают в душевные переживания зрителя»: Мария Ситковская — о влиянии нейросетей на киноиндустрию (фото 12)
Московская школа кино


Статьи по теме

Подборка Buro 24/7