Прочитайте эту книгу, если хотите делать действительно хорошие подкасты
Автор телеграм-канала «Подкасты наступают» и эксперт по звуковым медиа по просьбе BURO. прочитал только что вышедшую книгу Эрика Нюзума «Пошумим» о том, как делать хитовые подкасты
Итак, вы слышали, что подкасты — это очень круто, новый черный, второй YouTube, легкие деньги. Здесь порог входа минимальный, запись стоит копейки, слушатели обожают вас заранее, а разбираться ни в чем толком не надо — знай себе болтай. Кому после этого не захотелось бы записать свой?
Вы позвали двух-трех друзей, устроились поудобнее на кухне, поговорили о новостях индустрии видеоигр или о психологии, за полчаса свели аудио сами (если вы бедны) или отдали на монтаж (если вы богаты), нарисовали обложку от руки и выложили результат в интернет.
Что? Нет!
Поздравляю, вы только что ухудшили мир, замусорив его еще одной никому не нужной вещью, потратили свое время и ничего не приобрели взамен. А ведь всего этого можно было бы избежать, прочитав «Пошумим».
Теперь в комнате появляется Эрик Нюзум. Он — человек из мира радио, заинтересовавшийся подкастами еще в середине 2000-х. За это время он помог NPR, крупнейшей американской радиосети, стать одним из главных производителей разговорного аудио в мире. Потом он руководил Audible Originals, подкастным подразделением Amazon, а в 2019 году основал собственную студию — Magnificent Noise. Наверное, самый яркий успех Нюзума-продюсера — TED Radio Hour; по сути, это пересборка формата TED, популярнейших лекций обо всем на свете. В руках Нюзума лекции превратились в более длинные и сложные аудиопередачи и понравились слушателям еще больше. Как вы уже поняли, Нюзум — не безумный гений. Это прожженый менеджер, который, как никто другой, видит, какой подкаст взлетит, а какой нет. А еще он знает, как с помощью нескольких простых шагов докрутить любую идею, и ее потенциальная аудитория возрастет в тысячи раз. Именно такому «докручиванию» и посвящена книга. Она поможет новичку, который рассчитывает тупо нести дичь в микрофон и за месяц завоевать любовь миллионов, остановиться и подумать.
Основная идея «Пошумим» очень проста — в подкасте должна быть фишка. Нюзум называет ее «Описанием из Десяти Слов». Это одновременно питч, с помощью которого подкаст можно продать маме или друзьям, девиз, который заставит вас не спать ночами ради успеха, и инструкция, помогающая отсеять лишний материал на монтаже и не поддаться маркетинговым соблазнам («Коллаборация с подкастом про тюленей, хотя у меня шоу про автомобили? Почему нет, тюлени ведь такие милые!»). В этом Описании из Десяти Слов не должно быть ничего лишнего. Ненужное следует безжалостно выкидывать — для этого Нюзум предлагает особые приемы. Например, можно цепляться к каждому слову по отдельности, пока все, кроме самых важных, не отвалятся. Или в целом, выслушав чье-то описание, спросить: «Ну и что?» (So What?).
Маленькие хитрости
Когда у вас будет хорошее Описание из Десяти Слов, самое трудное позади — поздравляю! Вероятность вашего успеха сильно выросла. Но любое шоу с помощью советов Нюзума можно улучшить еще сильнее.Он подробно рассказывает, как не превратиться в ведущего-зануду, как найти идеальную длину подкаста, кого звать в качестве гостя, а кого не стоит, и как продвигать подкаст почти без бюджета. Отдельный раздел посвящен тому, почему не стоит надеяться с помощью рекламы раскрутить плохой подкаст и стричь купоны. Во всем этом нет какой-то шокирующей новизны, но из разных, порой избитых приемов и метафор Нюзум ловко и эффективно собирает в голове читателя цельную картину. Он раскладывает путь к (возможной) славе на реалистичные этапы и одновременно помогает не забыть, что за любым успехом всегда стоит кропотливая работа над деталями. Пожалуй, если отбросить вдохновляющий посыл, главное достоинство книги — раскиданные тут и там небольшие советы, помогающие подкастеру стать лучше в мелочах. Нюзум как будто проработал многие приемы глубже обычного, и поэтому может вдохнуть жизнь даже в замшелые маркетологами темы типа «найдите в интернете фотографию человека, похожего на потенциального слушателя вашего шоу, придумайте ему имя, биографию и постоянно думайте про него». Как ни странно, после прочтения соответствующей главы понимаешь, что именно в подкастинге от этого приема может быть реальный толк.
Еще одна полезная часть книги — простые, но работающие классификации. Например, Нюзум делит все подкасты на шесть типов: Тирада — говорит один человек, Вопросы и Ответы — говорят два человека, но один спрашивает, а другой в основном отвечает, Разговор — несколько людей говорят равноправно, Сезонное повествование — одну и ту же историю рассказывают на протяжении целого сезона, Посерийное повествование — один эпизод — одна история, Множественное повествование — один эпизод — много историй). Этот фрагмент книги немедленно вызывает желание поспорить (и Нюзум пишет об этом), а потом вдруг замечаешь, что сам начал классифицировать подкасты именно так.
Outro
Напоследок — о том, чего вы в книге не найдете. Наверное, главный пробел — отсутствие практических инструкций по выбору оборудования, записи, монтажу, загрузке подкаста на хостинги, и так далее. После этой книги вы технически не сможете записать подкаст: нужно будет учиться этому где-то в другом месте.С одной стороны, наверное, логично: Нюзум старается по максимуму сфокусироваться на смысловой части, о которой новичку слишком легко забыть за выбором микрофонов и аудиопрограмм. Именно из-за технических трудностей, так пугающих неофитов, из фокуса легко пропадает суть подкастинга, без которой разговор превращается в пустую болтовню, а истории — в никому не интересную жвачку. С другой, кажется, было бы уместно сказать о технике хотя бы пару слов. Все-таки, взяв в руки книгу с названием «Как делать столы», невольно ожидаешь, что после прочтения сможешь сделать стол. В любом случае, желающие узнать больше о том, как делать подкасты руками, легко найдут множество инструкций в интернете. Вот, например, отличная статья.
Отдельно стоит похвалить перевод: «Пошумим» переводил Дмитрий (Мика) Голубовский — журналист, который одним из первых в России заинтересовался современной версией подкастинга и через аудио-редакцию Meduza способствовал появлению первых по-настоящему успешных подкастов на русском языке («Как жить», «Сперва роди», «Перемотка» и многих других). И благодаря тому, что энтузиаст переводил другого энтузиаста, многие вещи удалось передать очень точно. А еще Дмитрий добавил много деликатных и полезных комментариев, вводящих читателя в американский радио-контекст, и это тоже полезно.
«Пошумим. Как делать хитовые подкасты»
Эрика Нюзума можно заказать
в Bookmate Kiosk по промокоду BURO со скидкой 20%. Акция действует до 10 августа.