Ровно пятьдесят назад по Москве начали ездить шведские Volvo — синоним безопасности, надежности и высокого качества. Работу доказывали не только словом, но и делом, из года в год совершенствуя производство по-настоящему безопасных машин. BURO. решило вспомнить, с чего и как началась история бренда Volvo в СССР.
Краткая справка
Днем рождения компании с пропиской в Швеции принято считать 1927 год, когда первый Volvo выехал за ворота завода в Гетеборге. Но история именно торговой марки началась за 16 лет до этого: в мае 1911 года ее зарегистрировали для производства новой серии шарикоподшипников SKF. Спустя четыре года Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон решили пойти дальше и познакомить страну (а следом — и весь мир) с новым именем Volvo (дочерней компанией все того же SKF).
В конце 20-х годов Volvo дебютирует с традиционным для того времени открытым ÖV4 с четырехцилиндровым двигателем, в темно-синем кузове и с черными крыльями. Именно он положил начало долгоиграющей и, бесспорно, интересной истории марки не только в родной стране, но и за ее пределами: к середине 50-х машины Volvo заехали в Америку, а к началу 70-х добрались и до СССР.
«Автомобилями управляют люди, поэтому главный принцип, который лежит и всегда будет лежать в основе всего, что мы делаем под маркой Volvo, — это безопасность», — убеждены основатели Volvo Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон.
1971
СССР: XXIV съезд КПСС, на котором утверждена программа мира, призывающая к одновременному роспуску Варшавского договора и НАТО. В Москве — театральный переполох с Олегом Ефремовым в главной роли, в продаже появляется новенькая «Смена-8М», отрада фотолюбителей, в Ленинграде открывается первый в Союзе универсам «Фрунзенский», а Volvo АВ привозит в СССР свои автомобили. Разумеется, не для всех. В числе первых счастливчиков — сотрудники посольства Швеции, торговых палат других стран и частные клиенты.
Годом позже в центре столицы, на «Киевской», открывается совсем небольшая мастерская, которая обслуживает всего две сотни машин Volvo и других иностранных марок. В это время на благо компании трудится небольшая группа людей: менеджер из Швеции и пять механиков-финнов. Великолепная шестерка приезжает в Москву всего 3–4 раза в год на месяц-полтора, чтобы проконтролировать качество услуг и соответствие стандартам обслуживания Volvo.
1989
В январе, к началу нового десятилетия, по данным компании, на обе столицы приходится порядка 600 разных моделей Volvo. Их популярность среди автолюбителей растет, а вместе с тем СССР готовится к летней Олимпиаде 1980 года — под ее нужды планируется привезти дополнительную партию. Именно в этот период Volvo Finland берет на себя обслуживание автомобилей в СССР. По большому счету, такое решение было обусловлено экономическими и политическими отношениями между Финляндией и Союзом.
«Наше путешествие в России началось в 1971 году. Иногда оно было крайне вдохновляющим: мы наблюдали высокий рост продаж и видели, как бренд Volvo укрепляет свои позиции. Порой сталкивались с трудностями рынка и внешними факторами, но преодолевали их и становились сильнее. Сегодня все это стало историей», — рассуждает Вим Маес, генеральный директор Volvo Car Russia.
1991
В переломный для страны момент — распад СССР — в космос запускается пилотируемый корабль «Союз ТМ-12», Светлана Сорокина выходит в эфир с первым выпуском программы «Вести», знаменуя тем самым начало работы РТВ, Виктор Пелевин издает повесть «Принц Госплана». А Volvo совершает настоящую техническую трансформацию, меняя дизайн и производство своих автомобилей: разработка модульных двигателей, выпуск новой модели 850 GLT (главная особенность — в системе защиты от боковых ударов и автоматической регулировке ремня безопасности по высоте). Марка стремительно расширяет модельный ряд: появляются новые усовершенствованные версии и даже кабриолеты. В России Volvo объявляет о реорганизации в Volvo Cars Intercontinental, переезжает в офис в Совинцентре (Центре международной торговли). К двум шведским сотрудникам присоединяется пара российских, которые впоследствии и становятся координаторами обучения в Volvo Training Center.
1993
Уверенными шагами Volvo расширяет влияние в Восточной Европе и открывает официальное представительство и первый сервисный учебный центр в России.
Московский центр не только запускает обучающую программу для техников, но и становится наглядным пособием для тех, кто хочет узнать, как должна выглядеть дилерская мастерская. Этот ряд событий становится важнейшим этапом взаимоотношений Volvo и новоиспеченной России и тем самым прокладывает дорогу в совместное будущее.
1995
Весь мир выходит из рецессии, что рождает новый спрос на автомобили; Volvo наращивает производство, а следом показывает самую модную модель Volvo 850 T-5R с пятицилиндровым двигателем, турбонагнетателем и боковыми подушками безопасности на мотор-шоу в Женеве.
В начале 1995-го все совместные предприятия в России реорганизованы в акционерные общества. Спустя год появляется технический центр «Кунцево» в том виде, в каком существует и сегодня.
1997
Volvo продолжает оттачивать мастерство на кабриолетах — готовит к запуску серийное производство C70 Convertible.
Ни один другой бренд на автомобильном рынке мира не ассоциируется с универсалами так, как Volvo: они сочетают в себе функциональность и стильный дизайн, удачные ездовые качества и мощные двигатели. В качестве подтверждения теории на практике марка выводит на дороги сразу три новые модели и закрепляет за собой имя лидера в этом сегменте. Еще один важный шаг для компании — принятие новых стандартов для дилерских центров, в числе значимых — подписание соглашений с Volvo Car International AB.
1998
Москва отмечает 850-летие и в качестве одного из официальных спонсоров приглашает уже состоявшуюся Volvo Car International. Компания представляет в Москве семь моделей Volvo S70, а параллельно на мировом рынке — Volvo S80. Новый седан срывает овации — и абсолютно заслуженно. Он становится первым построенным на крупной платформе, в котором реализованы основные инновационные решения: устанавливается надуваемый занавес, внедряются система защиты от плетевых травм, рядный шестицилиндровый двигатель, GSM-телефон и передовая технология компьютерного управления. Но и это еще не все: Volvo S80 — первый автомобиль с декларацией о параметрах защиты окружающей среды. Так в компании начинается новая эра инноваций в производстве автомобилей.
В течение всего десятилетия ведутся дискуссии о сохранении независимости марки и возможностях слияния. В результате Volvo предпринимает попытку объединиться с Renault, однако этому союзу не суждено просуществовать, и в 1999-м Ford Motor Company приобретает у AB Volvo все акции Volvo Car Corporation.
2000-e
С 1999-го (и на протяжении десяти последующих лет) все легковое подразделение Volvo входит в концерн Ford, мир знакомится с новыми моделями, в числе которых — поколение Volvo S80, первый внедорожник XC90, универсал повышенной проходимости V70XC, кабриолет C70 и спортивное купе С30 для самых молодых клиентов.
В 2007 году в силу вступают новые решения для защиты окружающей среды — они сосредоточены в концептуальном Volvo Reсharge, а в 2008-м Volvo презентует новый кроссовер XC60. Открывается Центр по безопасности Volvo Cars с уникальной лабораторией, которая до сих пор является ведущей в автомобильной отрасли по проведению краш-тестов.
2009-2021
После продажи 99% акций Volvo Cars китайскому инвестору Zhejiang Geely Holding Group формируется отдельное официальное представительство Volvo Car Russia, генеральным директором которого на сегодня является Вим Маес.
За всю историю бренда в России было продано более 230 000 автомобилей; по последним данным, на дорогах страны можно встретить порядка 80 000 машин марки.
Бренд уверенно движется к одной из главных целей — стать премиум-брендом номер один во всех отношениях. И надо признать, за последнее десятилетие сделал для этого достаточно много: на регулярной основе пополняет и обновляет модельный ряд, запускает альтернативный способ владения автомобилем (подписку), исследует будущее материалов в эпоху устойчивого развития и вовсю работает над тем, чтобы быть первым в сегменте полностью электрических версий автомобилей. Также совместно с Google продумывает безопасный пользовательский интерфейс нового поколения.
В уходящем году модели XC90, V90 Cross Country и S60 занимают лидирующие позиции исследования «Стоимость владения автомобилем 2021», а количество мировых продаж автомобилей за последние 11 месяцев увеличилось на 8,8% и составило 637 257 единиц. И кажется, это только многообещающее начало.
материал подготовлен при поддержке