Кремниевая лихорадка: как и чем живут калифорнийские стартаперы
Расследование Buro 24/7
Калифорнию называют самым солнечным из 50-ти американских соединенных штатов. Солнца здесь хватает, но чего здесь действительно в избытке, так это населения. "Солнечность" посчитать сложно, а вот количество резидентов куда проще. Благодаря Мекке мирового шоу-бизнеса — Лос-Анджелесу — и самому высокотехнологичному кластеру планеты — заливу Сан-Франциско, — население штата бьет все рекорды Америки, превышая 38 млн человек.
Отделенная горами Сьерра-Невада Калифорния всегда отличалась от остальной части США. Со всего мира сюда на кораблях приплывали энтузиасты и искатели, безжалостные пираты и безобидные странники. Настоящий ажиотаж вокруг Калифорнии породила "золотая лихорадка", символом которой стал знаменитый пролив Золотые ворота, открывший мореплавателям путь к рудникам и неосязаемой мечте.
C середины XIX века и до наших дней миллионы людей спешат в Калифорнию с целью сорвать куш. Раньше они искали золото, сделавшее богачами лишь единиц. Теперь же "золотая лихорадка" ушла в историю и сменилась кремниевой: золотые слитки уступили место золотистым iPhone, а усталые золотоискатели — одержимым стартаперам, мечтающим повторить успех своих кумиров.
Чтобы понять, как живут калифорнийские стартаперы, едем в Сома — район Сан-Франциско, одно из новых мест силы главного города инноваций планеты. Здесь на втором этаже уютного особняка расположен офис компании Still Human, занимающейся интерфейсами цифровых продуктов. Основатель компании, Арсений Горкунов, родом из Минска, но уже больше 15 лет живет в США и не первый год развивает свой проект, который настойчиво просит называть не стартапом, а бизнесом, обслуживающим различные стартапы. По меркам самого дорогого города США, лофт-офис более чем просторный, и это притом, что в штате всего три постоянных сотрудника. Cам Арсений, даже будучи успешным бизнесменом, как и многие в Сан-Франциско, не переплачивает за отдельные и всегда очень дорогие апартаменты: он снимает жилье вместе с соседями. Это экономия и часть жизненной философии современной Америки. Квартира в Сан-Франциско и тем более дом — неслыханная роскошь даже по меркам богатой Калифорнии. Здесь шутят, что владельцы жилой недвижимости в Сан-Франциско, сдающие свои квартиры и дома, — настоящие счастливчики, по масштабам заработков напоминающие дилеров Coca-Cola из 1960-х.
"золотая лихорадка" ушла в историю и сменилась кремниевой: золотые слитки уступили золотистым iPhone, а усталые золотоискатели — одержимым стартаперам
"Стартап — это обычно что-то инновационное, в основе чего лежит уникальная в своем роде идея, — рассказывает Арсений. — С другой стороны, это может быть просто попытка улучшить то, что уже существует. Один из моих клиентов развивает амбициозный проект, в недавнем прошлом стартап, связанный с расшифровкой ДНК. Наша же задача создать удобный интерфейс работы с данными, получаемыми в рамках таких сложных исследований". Помимо управления собственным бизнесом, Арсений часто выступает в роли консультанта, который дает оценку идеям и бизнес-планам. Львиную долю составляют начинающие и зачастую наивные стартаперы: "Кремниевая долина перенасыщена разного рода проектами, большинство из которых стартапы. После кризиса 2008 года здесь настоящий бум. Практически в круглосуточном режиме в разных уголках Сан-Франциско проходят бесконечные конференции, форумы и митапы".
Не так давно к Арсению приходили две эпатажные француженки и в режиме строгой секретности (попросили даже подписать NDA — соглашение о неразглашении) рассказывали о том, что у них есть инновационная идея сделать приложение, отдаленно похожее на проект Uber — самый популярный в мире сервис по заказу такси с собственным автопарком. Встреча явно разочаровала амбициозных девушек; они не были готовы к тому, что только по минимальным оценкам для запуска понадобятся десятки миллионов долларов, но куда больше их разочаровало то, что подобных проектов в App Store уже не менее десятка и большинство из них создаются в Кремниевой долине. "Начинающие бизнесвумен не потрудились толком изучить тот сегмент рынка и потенциал продукта, которым так бредили до начала консультаций. Таких случаев множество. Люди мечтают сделать собственный стартап и живут этой идеей, но часто придумывают уже существующие проекты".
По совету Арсения, устанавливаем приложение Uber и заказываем машину. Через семь минут мы уже в удобном японском автомобиле представительского класса с Wi-Fi и отсутствием необходимости платить: по окончании поездки деньги автоматически списываются с банковской карты, указанной при установке приложения. Едем на следующую встречу к Ольге Бруковской, интернет-эксперту и в недавнем прошлом вице-президенту Mail.Ru Group по маркетингу.
Сейчас Ольга живет в США и развивает собственный стартап. Встречаемся в доме ее друзей, традиционно для Сан-Франциско выполненном в викторианском стиле. Дом очень просторный и, как выясняется, дорогой: стоимость аренды — 7—8 тысяч долларов в месяц без учета коммунальных платежей. Здесь живут восемь человек, и все они стартаперы. В случае с друзьями Ольги совместная аренда жилья — это не только экономия, но и возможность бизнес-общения, а также практика английского языка, ведь многие приехали в Калифорнию из других стран: Израиля, России, Германии, Китая. В доме большая гостиная с камином и овальным резным столом из красного дерева, шесть спален, во внутреннем дворе бассейн с подогревом и подсветкой, а также зона для барбекю, где по выходным собираются жильцы и регулярно устраивают небольшие стартап-вечеринки. В стоимость аренды жилья входит возможность бесплатно останавливаться в большом гостевом доме на озере Тахо — главном курортном меcте Калифорнии с летним пляжным и зимним лыжными сезонами. Именно здесь расположен знаменитый горнолыжный курорт Скво-Вэлли — столица зимних Олимпийских игр 1960 года.
владельцы жилой недвижимости в Сан-Франциско, сдающие свои квартиры и дома, — настоящие счастливчики, по масштабам заработков напоминающие дилеров Coca-Cola из 1960-х
Ольга в Америке больше двух лет, успела получить MBA в престижном Berkeley University и понять устройство местного бизнеса изнутри. "Калифорния действительно уникальное место, а вся Кремниевая долина — исторически успешная с точки зрения ведения бизнеса среда. Секретом успеха этого места стал целый набор причин: от особых льготных условий, на которых корпорациям выделялись стэнфордские земли, до традиционно высокой концентрации умных и очень образованных людей, ведь именно здесь в часе езды друг от друга находятся два крупнейших университета: государственный Berkeley и частный Stanford".
Ольга со своими партнерами развивает Choister — успешный в России стартап, суть которого в умном поиске, сдаче и продаже недвижимости. Недавно под тем же брендом был запущен еще один проект, посвященный поиску американских образовательных программ. "Стартапер в Кремниевой долине — это молодой человек (20—25 лет), который очень много работает и мало зарабатывает, часто делит квартиру или даже комнату с приятелем, мечтает получить очередной раунд инвестиций и постоянно занимается самообразованием. Он может выглядеть наивным юнцом, но при этом прекрасно разбирается в технологиях и уж точно отлично знаком с принципами ведения бизнеса", — делится с нами Ольга.
Искать подобных стартаперов долго не нужно — они везде: в большом и уютном парке Dolores, в самом центре холмистого Сан-Франциско, на длинной набережной Embarcadero с видом на мост Bay Bridge и тюремный остров-музей Алькатраc, в тысячах кафе, коворкингах, на встречах с инвесторами в офисах больших фондов в Кремниевой долине и небоскребах района Downtown. Кто-то из них, возможно, повторит судьбу Марка Цукерберга и станет миллиардером, создав революционный способ общения — новый Facebook, кто-то сделает более нишевый продукт и продаст его за космические деньги, как, например, Ян Кум, который из скромного программиста, выходца из Украины, благодаря месседжеру WhatsApp стал обладателем многомиллиардного состояния, а также пакета акций все того же Facebook. Кстати, новоиспеченный миллиардер и лицо многих обложек деловых изданий, включая Forbes, не так давно был своим в этой открытой среде начинающих покорителей Кремниевой долины. Многие с ним близко знакомы и даже бывали в его гараже, где стояли первые серверы WhatsApp. Как тут не вспомнить историю создания Apple? Однако Ольга быстро опускает нас на землю: "Романтики в современных стартапах нет или почти нет. Все, что можно было придумать на заре развития Интернета и мобильных приложений, уже существует и успех новых продуктов зависит во многом уже не от случайности, а от точного и неоднократно выверенного расчета, подкрепленного серьезным финансированием".
Для того чтобы узнать, как получить инвестиции, звоним в фонд StartupMonthly, где дают развернутые советы на эту тему. Все всегда начинается с команды, она должна быть проверенной, сплоченной и с опытом в выбранной сфере. Теперь о самом продукте: он требует изучения рынка и уверенной бизнес-модели, а также хорошего плана дорожной карты развития и, конечно, social-proof — уважаемых людей, которые так или иначе доказали свою веру в успех команды. "Для начала разберитесь в вашей бизнес-моделью и разложите все по полочкам. Обратитесь за помощью к людям из сферы — всегда найдется кто-то, кто захочет помочь. Разница в цене: кто-то поможет по доброте души, кто-то за деньги, а кто-то будет претендовать на долю в будущей компании. Научитесь защищать идею. Найдите соратников-предпринимателей: никогда не идите в бой в одиночку и не бойтесь рассказать вашу идею другим. Если успех зависит от разглашения идеи — это не бизнес-модель", — говорит основатель StartupMonthly Вадим Славин.
Пока ждем прибытия заказанной машины, узнаем, что для Сан-Франциско такие сервисы, как Uber и их конкурент Lyft, — настоящее спасение. До их появления заказать такси было очень непросто. Спрос на обычные и довольно дорогие машины в Сан-Франциско крайне высок, и их попросту не хватает, а в выходные, благодаря сильным позициям профсоюзов, поймать или заказать такси практически невозможно. Идея сервиса, который во многом похож на российский "Яндекс.такси", назрела сама собой и получила грандиозный успех. Теперь Uber популярен по всему миру и постепенно занимает свои позиции в России. Такая популярность не могла остаться без внимания конкурентов: в первую очередь, обычных таксистов, которые в отличие от водителей Uber имеют лицензию на работу и выступают за запрет приложения, уводящего клиентов и, по их мнению, нарушающего закон.
Есть и те, кто предпочитает обходиться без такси и водит собственный автомобиль. Например, основатель креативной студии Gouache Creative Сергей Гуанин, который живет в городке Саусалито, построенном в свое время итальянцами на берегу живописного залива вблизи Сан-Франциско. "Мы с партнерами основали студию, которая предлагает решения в области дизайна и разработки интернет-продуктов для компаний и частных лиц, желающих получить исключительный и инновационный дизайн. Мы работаем дистанционно с профессионалами по всему миру, поэтому можем обходиться без офиса и соответствующих расходов, а также не ограничиваемся штатными дизайнерами и разработчиками. Так над вашим проектом может работать менеджер из Калифорнии, дизайнер из Японии и программист из Индии. Кстати, примерно половина наших клиентов из России".
Секретом успеха этого места стал целый набор причин: от особых льготных условий до традиционно высокой концентрации умных и очень образованных людей, ведь именно здесь в часе езды друг от друга находятся BerkEley и Stanford
Сергей хвалит транспортную систему Сан-Франциско (ему часто приходится ездить на встречи с клиентами в Downtown) и традиционно жалуется на неудобства и дороговизну местных парковок. "Иногда встреча запланирована в таком месте и в такое время, что припарковаться попросту не получится или это будет стоить 20 долларов, поэтому я выбираю туристический паром, который за 25 минут довозит меня из Саусалито до порта Сан-Франциско, а дальше можно пешком или на велосипеде, который разрешено провозить на паром — так, кстати, делают очень многие".
Мы же наконец решаемся вырваться из бурного океана интернет-стартапов и направляемся на встречу с основателями модной марки органической одежды Mina + Olya. В высотном здании района Downtown на пороге шоу-рума нас встречают основательницы марки Мина Язди и Оля Дзилихова, которые с 2011 года развивают амбициозный проект. Мина родом из Ирана, как и многие современные калифорнийцы, многолетний адепт органической философии, а Оля выросла в Нью-Йорке, опытный стилист, одна из самых модных персон Сан-Франциско. Идея стартапа заключалась в соединении полностью органических и вечно актуальных решений мировой моды. "Когда мы только планировали запуск нашего стартапа, то приняли решение, что не будем заниматься сезонными коллекциями. Мы сделали ставку на вещи, которые с годами не потеряют своей актуальности и, возможно, со временем станут дорогим сердцу винтажем", — говорит Оля.
По словам Оли, в женском гардеробе должны присутствовать восемь базовых предметов: двубортное пальто, правильно скроенный пиджак, брюки, вечернее и коктейльное платье, блузка, свитер и юбка. Из этих вещей формируется основная часть капсульных коллекций ready-to-wear, которые полностью производятся в Нью-Йорке. "По законам США, у "органических" вещей подкладка или другие невидимые элементы могут быть из неорганических материалов, но мы за полное и абсолютное соблюдение философии, поэтому в наших коллекциях все — от тканей до ниток или пуговиц — органическое и при этом выдерживающее конкуренцию с искусственными неорганическими материалами. Процесс пошива требует куда больше времени и затрат, отсюда высокая цена, но и особое качество. Одежда продается в бутиках Нью-Йорка и Сан-Франциско, на очереди Лос-Анджелес и Майами. В этом году заработал наш интернет-магазин".
Начинавшийся как абсолютно офлайновый стартап, Mina + Olya в итоге не обошелся без онлайн-составляющей. Сейчас марка делает особый акцент на продажи через Интернет, а также уделяет внимание онлайн-маркетингу и специфике потребления в быстро меняющемся мире технологий, где правят бал смартфоны, а доставка товаров с помощью летающих дронов уже на подходе.
Мы заканчиваем последнюю на сегодня встречу, любуемся высотным видом на тонущий в иллюминации вечерний город и не успеваем заказать последний на сегодня Uber: в iPhone садится батарейка. Прогресс зашел очень далеко, но так и не научил производителей делать гаджеты, не требующие частой подзарядки. Кстати, компактные и "долгоиграющие" аккумуляторы — давняя головоломка, над которой бьются сотни стартапов и опытных IT-компаний. Победитель этой битвы, вероятно, сможет фантастически обогатиться и попасть в Fortune 500 — список 500 крупнейших компаний США, а значит, и в мировую историю.