«Рынок бьюти переходит в онлайн»: Игорь Санников — о трендах в индустрии красоты и здоровья, необычных запросах пользователей Авито
Разбираемся в настоящем и будущем cферы бьюти и health
Фото: пресс-служба Авито
Текст: Катерина Бычкова
Дизайн: Виолетта Шепитько
Продать вишневую «Приору» деда, купить винтажную замшевую куртку Celine или найти мастера по маникюру, который реализует трендовый французский с втиркой, — вы точно пользовались приложением Авито. На платформе представлено более четырех миллионов объявлений в самых разных категориях услуг — от строительных бригад до бухгалтеров и бьюти-мастеров. Красота и здоровье — один из самых популярных разделов, который делает пользователей уверенными в себе. Вместе с руководителем категории на Авито Услугах Игорем Санниковым разбираемся, как платформа совершенствует пользовательский опыт и какой будет индустрия через 5–10 лет.
Руководитель категории «Красота и здоровье» на Авито Услугах
Игорь Санников
Расскажите о своем профессиональном пути. Как вы пришли в индустрию красоты и здоровья?
Я начинал карьеру в P&G (Procter & Gamble. — Прим. ред.), уже тогда понимал, насколько важна красота для людей и как продукты влияют на самооценку потребителей. Это пробудило во мне неподдельный интерес к сфере. После работы в различных бизнесах оказался в индустрии красоты, но уже в роли, которая позволяла формировать рынок — в компании Allergan Aesthetics, которая производила «Ботокс» и «Ювидерм». В 2022 году мне поступило предложение от Авито Услуг развивать направление «Красота и здоровье». Это был новый вызов — объединить предпринимательские знания и любовь к индустрии. Меня воодушевляет идея (и возможность) делать людей счастливыми и уверенными в себе через улучшение их внешности и качества жизни.
Бьюти-рынок с каждым годом растет. Какие тенденции можно наблюдать уже сейчас?
Индустрия услуг в области красоты и здоровья — одна из самых крупных по количеству исполнителей. Сейчас в сфере работает более 900 тысяч специалистов, по данным совместного исследования Авито Услуг и агентства ORO. Всего за последний год они выполнили более 700 миллионов заказов (это более 20% от всех заказов на рынке услуг), их выручка составила 1215,8 миллиарда рублей. Можно выделить две тенденции. Количество частных специалистов продолжает расти, в нашей категории их 87% от всех исполнителей. Второе — пользователи выбирают мастера исходя из удобства: найти специалиста в своем районе, вызвать его домой, договориться о цене. При этом бренд, опыт, отзывы, рейтинг и оформление страницы мастера также важны.
Как чувствуют себя салоны в конкуренции с частными специалистами?
Рынок все еще продолжает стремительно расти, что чувствуют и сами специалисты. Согласно исследованию, 24% игроков на рынке отмечают, что за последний год стало значительно больше заказов. А еще 30% прогнозируют увеличение в следующем году. Этот рост мы видим и у себя на платформе: в первом полугодии спрос на услуги категории «Красота и здоровье» вырос на 25%. Количество частных специалистов, безусловно, растет, но салоны по-прежнему популярны. Они могут оказывать большой спектр услуг, это другой уровень сервиса — люди в основном идут за атмосферой. В этом смысле нужно уметь отстраиваться от конкурентов и находить свое уникальное предложение. Например, новую процедуру или авторскую методику, которой нет на рынке. Как следствие — салоны выбирают специализацию и уходят в мононаправления, стараясь не терять в эффективности. Так проще следить за тем, что актуально, и развиваться именно в этом. В индустрии красоты важно подстраиваться и опережать ожидания потенциальных клиентов. В этом помогают инновационные продукты, которые не только замедляют процесс старения, но и поддерживают природный уровень красоты и здоровья. Один из последних трендов, который мне близок, — фокус на образе жизни и здоровье в целом.
Расскажите об инструментах продвижения на Авито, которые помогают мастерам привлекать клиентов. Какие самые эффективные?
Рынок красоты активно переходит в онлайн-пространство. Та же онлайн-запись для бьюти-мастеров и салонов — один из главных инструментов, который облегчает и ускоряет работу. Конечно, для вторых по-прежнему большую долю в привлечении заказов занимает сарафанное радио, но для наращивания клиентской базы они также активно пользуются функционалом онлайн-площадок. В Авито мы постоянно работаем над созданием для специалистов и пользователей максимально удобной и эффективной платформы. Это и возможность загрузки портфолио и коротких видео (их можно добавлять в «Избранное», чтобы не потерять). Без вдохновения в индустрии красоты никуда: клиенту важно видеть работы мастеров и выбирать тех, чьи ему понравились. Это и рейтинг, и отзывы, и удобство использования, например, автоматизация записей и напоминаний. Мы создали свой календарь бронирования, чтобы специалисты могли быстрее и удобнее привлекать новых клиентов, и упростили запись на повторные визиты. Помимо этого, мы не забываем про пользу взаимодействия с партнерами — например, мы сделали интеграцию с Yclient, чтобы салоны могли получать записи напрямую в календарь. Но, пожалуй, самое важное — доступ к огромной базе клиентов. Мы также проводим образовательные программы и семинары, чтобы помочь мастерам оставаться на волне последних трендов и улучшать свои навыки. По данным Авито Услуг, в первом квартале 2024 года спрос на курсы обучения с нуля и профессиональной переподготовки вырос на 29%.
Какие алгоритмы платформы помогают отслеживать компетентность специалистов?
На Авито приходят не только за стильной прической, но и за косметологическими процедурами, тату и пирсингом, поэтому нам важно следить за качеством предоставляемых услуг. В разделе мы отслеживаем подозрительную активность и оперативно блокируем аккаунты, которые нарушают требования платформы. Если система обнаружит нарушение, аккаунт будет отправлен на дополнительную проверку или заблокируется. Система отзывов и рейтингов помогает при выборе квалифицированного специалиста: можно посмотреть оценки и узнать мнение людей, которые уже общались с мастером, чтобы решить, стоит ли иметь с ним дело. В комментариях можно узнать, что именно не устроило клиентов, или увидеть, за что его хвалят. Кроме того, при выборе мастера можно и нужно запрашивать сертификаты обучения и дипломы, чтобы точно убедиться в профессионализме специалиста.
Поделитесь самыми необычными или запоминающимися запросами от пользователей вашего сервиса?
Как и все, я активно пользуюсь Авито, и меня иногда удивляет многообразие запросов (и предложений). Недавно искал редкую книгу «Esquire: Гид по стилю» и нашел ее как раз только на платформе. Сейчас на Авито более 200 миллионов объявлений, и, кажется, здесь действительно можно найти все. Иногда появляются запросы на услуги, о которых даже не задумываешься. Например, работа с персональным стилистом с выездом на дом и разбором гардероба или организация шопинг-тура. Это такие необычные моменты, которые показывают, как сильно изменилось представление о сервисах и насколько они стали персонализированными.
Вы пробовали какие-НИБУДЬ интересные процедуры или методики в области красоты и здоровья?
Я всегда открыт к новым технологиям в сфере красоты, особенно когда они объединяют в себе инновации и здоровье. Одной из таких процедур, которую я пробовал, был криолиполиз — неинвазивный метод похудения. Мастер локально воздействует холодом для разрушения жировых клеток. Важно доверять опытным специалистам и проверенным аппаратам. А что касается ухода за внешностью, я всегда готов к экспериментам. В ближайшее время планирую сменить прическу — тоже своего рода исследование. Все-таки внешние изменения должны отражать внутреннюю трансформацию человека.
А что помогает вам поддерживать здоровье и жизненный тонус?
Честно говоря, не назвал бы себя образцовым бьюти-блогером. Я стараюсь придерживаться несколько базовых правил, которые действительно работают для меня. Прежде всего это качественный сон для восстановления организма. Хотя я сплю в среднем по пять часов в день, раз в неделю стараюсь выделить время на полноценный отдых. Второй важный аспект — питание. Это не просто вопрос диеты, а осознанный выбор того, что помогает чувствовать себя лучше и энергичнее. Третий — регулярная физическая активность и спорт. Я стараюсь бегать по утрам несколько раз в неделю. Ну и, конечно, позитивный настрой, поэтому сохраняю оптимизм и здравомыслие в любых ситуациях.
Как новые технологии и искусственный интеллект меняют индустрию красоты и здоровья?
Технологии стремительно развиваются, поэтому можно смело фантазировать и не сомневаться, что рано или поздно это будет реализовано. Уже сейчас в индустрию внедрена концепция умных салонов, где процедуры подбираются на основании данных о здоровье клиента и его предпочтениях. Это, например, уже можно делегировать искусственному интеллекту. Он с помощью алгоритмов будет анализировать состояние кожи, волос и общего здоровья клиентов и предлагать индивидуальные рекомендации по уходу или процедуры. Они, конечно, будут экологически чистыми и безопасными, с акцентом на осознанном потреблении. Через 5–10 лет онлайн-примерки будут реализованы не только в моде, но и в сфере бьюти. На виртуальном персонаже, созданном на основе наших фотографий, станет возможным подбирать цвет маникюра и подходящий макияж под тип лица с учетом пожеланий. А может, услуга по созданию личного парфюма? Искусственный интеллект проанализирует предпочтения и особенности человека и создаст идеальный аромат. Думаю, что в будущем нас ждет много интересных возможностей, и, наверное, даже скорее, чем нам кажется.
AI