Как спортивная и арт-индустрия взаимодействуют друг с другом и какое будущее их ждет
Спортивные карточки на протяжении многих десятилетий играют важную роль в хоккейной культуре. Это не только коллекционный предмет, но и символ, который объединяет разные поколения болельщиков по всему миру. В сезоне 2023/2024 КХЛ совместно с современными художниками и дизайнерами создала лимитированную серию карточек Fonbet Overtime.
Мы поговорили с теми, кто занимался визуалом проекта, чтобы понять, как взаимодействуют спорт и арт в современной культуре.
Что спорт значит для вас? Какое место он занимает в вашей жизни и насколько вы погружены в спортивный контекст?
Богдан Кувашкин
арт-директор проекта
Спорт как хобби был на протяжении всей моей жизни, разумеется, с некоторыми перерывами. У меня есть разряд по плаванию, с детства занимался этим всерьез: тренировки пять дней в неделю, экипировка… Я понимал и знал, кто такой Майкл Фелпс, и очень им вдохновлялся. В 16 лет решил уйти из плавания, чтобы была возможность сконцентрироваться на учебе. Так я пошел в классический люберецкий подвальный спортивный зал и с тех пор так или иначе продолжаю заниматься в качалке, чтобы поддерживать себя в форме. Однако к миру профессионального спорта я в основном равнодушен.
Хоккейная карточка в исполнении
Богдана Кувашкина
Сергей Авилов (ACRA)
художник
Со спортом практически не связан. Я художник, который любит пробовать что-то новое. На данный момент я креативный директор бренда NIKIFILINI и, можно сказать, его евангелист, который определил вектор аутфитов, вдохновленных азиатским стритвиром. До модной индустрии работал с музыкальными фестивалями. Я постоянно экспериментирую, и мне было интересно попробовать себя в том, что еще не делал. Этот проект стал отличным началом для чего-то нового.
Max 13
художник
Я всегда был далек от спорта. И только недавно он понемногу стал входить в мою жизнь. Во всем, что появляется в жизни, я пытаюсь искать вдохновение. Спорт не стал исключением. Уверен, он откроет для меня новые идеи в творчестве.
Денис Шеклер
дизайнер
Я всегда занимался спортом. Начинал с занятий тхэквондо, затем перешел к плаванию и спортивным танцам. Сейчас продолжаю плавать на любительском уровне, стараюсь поддерживать физическую форму и следить за здоровьем. Для меня спорт очень важен, так как он помогает мне оставаться здоровым и улучшать качество жизни, воспитывает характер и развивает силу воли. Кроме того, я всегда стараюсь быть в курсе новостей из мира спорта. Однако не могу назвать себя страстным фанатом какого-то конкретного вида. Скорее, моя заинтересованность носит информационный характер.
Расскажите о своей работе над лимитированной серией карточек. Чем вдохновлялись и как реализовывали задумки? Пересматривали ли матчи КХЛ, чтобы вдохновиться, или искали вдохновение в чем-то другом?
Богдан Кувашкин
арт-директор проекта
Вдохновением для проекта стали мои собственные коллекционные карточки и спортивные карточки коллег. Однако мы хотели создать продукт, не имеющий аналогов на рынке. Нам было важно, чтобы наши карточки были тепло встречены хоккейными фанатами, коллекционерами и любителями современного искусства. Также мы хотели, чтобы скрытые в них пасхалки было интересно изучать. Каждая карточка детально проработана как в дизайне, так и арте. Мы по крупицам собирали информацию, чтобы грамотно и точно интерпретировать отсылки на конкретный момент матча и рассказать о спортсмене именно в тот временной промежуток. Досконально изучали игру, смотрели интервью и перечитывали статьи того периода. По-настоящему титанический труд был проделан командой профессионалов и спортивных экспертов.
Я очень горжусь тем, как выглядят карточки в физическом воплощении: были использованы фольгирование и различные технологии нанесения пленок, чтобы создавать имитацию серебра. Так мы добились абсолютной уникальности каждой карточки, подчеркивая подход к работе художников. А чтобы порадовать коллекционеров еще больше, сделали персональную нумерацию, в очередной раз подчеркивая лимитированность.
Сергей Авилов (ACRA)
художник
Когда Богдан спросил меня, интересно ли будет мне в чем-то подобном поучаствовать, я без раздумий согласился. Это классный опыт! Мы в NIKIFILINI уже успели поработать с футболом, и я подумал, что мне стоит принять участие и в этом проекте.
Мой графический стиль всегда меняется. Сейчас я вдохновляюсь медиакультурой, которая через запоминающиеся образы доносит смыслы. В этом проекте я выбрал яркую цветовую палитру, флэт-покрас и простые образы, через которые можно пообщаться с аудиторией хоккея. Разумеется, я смотрел матчи, наблюдал за игроками. Спорт интересен энергетикой, и он завлекает тем, что во время игры ты проникаешься командой, наблюдаешь за игроками, их переживаниями и радостями.
Хоккейная карточка в исполнении
Сергея Авилова
Max 13
художник
На протяжении многих лет я формировал собственный стиль в рисовании. Так что у меня очень много наработок, которые легко адаптируются под любые задачи. В процессе работы над лимитированной коллекцией я пересматривал ключевые моменты матчей, искал те, которые наиболее подходят в создании карточек. Ну и, конечно же, впитывал моменты радости от забитых шайб. Пытался погрузиться в эту атмосферу и гармонично совместить все элементы, сохранить динамику и стиль.
Денис Шеклер
дизайнер
Коллекционирование карточек — весьма увлекательное и творческое занятие. Карточка может хранить в себе отпечаток исторического события или быть посвященной известному деятелю культуры, искусства или конкретному предмету. А за использование ярких и красочных изображений их стали собирать, обменивать, создавая полные коллекции.
Мне довелось стать частью команды, работавшей над созданием коллекционных карточек для проекта Fonbet Overtime Cards. Я стремился передать энергетику момента игры, отразить силу характера спортсменов и привнести во вселенную хоккея элемент сюрреализма, чтобы привлечь внимание зрителей не к личности конкретного игрока, а к самому моменту. Я использовал яркие текстуры, способные буквально загипнотизировать зрителя и погрузить его в самую гущу событий, позволяя прочувствовать всю напряженность и важность момента для игроков. А добавление вспомогательных элементов заставляет рассматривать карточку не один раз.
Подобного рода проекты не совсем типичная история для дизайнеров и художников. Однако взаимосвязь спорта и арта становится с каждым годом все ощутимее. Каким вы видите их взаимодействие в будущем?
Богдан Кувашкин
арт-директор проекта
Подобный проект действительно нетипичен для российского и СНГ рынка. К сожалению, культуры потребления коллекционных карточек у нас нет, несмотря на то что попытки ее создания были еще в 2000-е. Однако во всем мире подобные кейсы были и будут всегда, поскольку индустрия постоянно развивается. Тот же самый NFT-бум это доказывает. В США большей популярностью среди спортивных карточек обладают бейсбольные. Используют чаще всего именно фотографии спортсменов. А вот, например, работы художников в коллекционных карточках — прерогатива азиатских стран. Актуальные художники и дизайнеры до сих пор работают над японскими Pokémon Cards.
Взаимосвязь спорта и арта существует давно. Что десять лет назад, что двадцать — художники и дизайнеры были очень нужны индустрии. Да, чаще всего они действовали «за кадром», но именно эти люди формируют образы спортсменов в нашей голове: от формы команд до баннеров, логотипов и графики в ТВ-трансляциях. Просто, мне кажется, сейчас художники получили больше гласности. Открытые коллаборации с художниками и приглашение их на посты креативных директоров повышают статус спортивной команды/организации. И это действительно круто. Уверен, что подобный подход к совместной работе будет только укореняться.
Сергей Авилов (ACRA)
художник
Я считаю, что непопулярность подобных проектов существует из-за того, что никто не задумывался их реализовывать раньше. Вероятно, только сейчас пришло осознание, что коллаборации с художниками и брендами — это не только интересно, но и полезно для расширения аудитории. Подобные коллаборации очень органично выглядят. Всегда есть художники, которые увлекаются спортом. Они сами по себе рисуют, вдохновленные каким-то событием или просто эстетикой хоккея. Обычно подобные арты распространяются в спортивных фан-сообществах в интернете.
Спорт — это часть культуры. Путей для сотрудничества очень много — от коллекционных карточек до росписи стадионов. Представьте хоккейную площадку, над дизайном которой работал художник. Уверен, что это была бы невероятная и запоминающаяся история.
Max 13
художник
Арт вообще достаточно плотно входит в различные сферы деятельности. Многие спортивные бренды постоянно сотрудничают с художниками и дизайнерами, привлекают их к созданию коллекций одежды, принтов, иллюстраций… Думаю, это будет набирать большие обороты. Арт и спорт — интересное сочетание, можно получать неожиданно крутые результаты! В этом сочетании мы увидим еще очень много коллабораций и открытий.
Хоккейная карточка в исполнении
Max 13
Денис Шеклер
дизайнер
Искусство и спортивная сферы продолжат активно взаимодействовать в будущем. Думаю, что наиболее многообещающими направлениями станут следующие:
AR/VR
Искусство и спорт могут совместно использовать технологии виртуальной реальности для создания нового пользовательского опыта. Например, зрители будут присутствовать на спортивных событиях, находясь дома, или взаимодействовать с произведениями искусства, которые включают физическую активность. Также спорт может стать частью интерактивных инсталляций, где зрители становятся продолжением искусства.
Дизайн спортивной одежды
Художники могут внесут свой вклад в разработку и дизайн спортивной одежды и снаряжения, делая их более функциональными и эстетически привлекательными.
Спортивные события как произведения искусства
Мероприятия будут организованы таким образом, что они превратятся в художественные произведения. Можно использовать свет, декорации, музыку и другие элементы для создания особой атмосферы или развертывания сюжета.
Благодаря совместному проекту КХЛ и партнера лиги Fonbet каждый болельщик сможет заполучить уникальную карточку с изображением ключевого момента игры, его описанием и фактами о герое.
В лимитированную серию входит 24 карточки с иллюстрациями от современных художников. Над проектом работали Дима Nastrese, Захар Евсеев (Zak Mini Monster), Денис Шеклер, Богдан Кувашкин, Егор Голополосов, Max13, Сергей Авилов (ACRA) и Максим Игнатьев (IGNAT’EV INK).
Авторы отобразили ключевые моменты из овертаймов КХЛ за всю историю лиги, а также запечатлели главных героев сезона 2023/2024. Болельщики также принимают участие в выборе игроков для коллекции, голосуя на протяжении всего сезона за лучших хоккеистов овертаймов в соцсетях. В конце сезона фанаты смогут выбрать тему для финальной карточки в серии.
QR-код, расположенный на карточке, создает эффект дополненной реальности и рассказывает об эпизоде больше за счет видеохайлайта и дополнительных фактов. Карточки будут разыграны через соцсети блогеров проекта КХЛ и будут доступны в сторах клубов «Авангард», «Локомотив», «Металлург» Магнитогорск и «Салават Юлаев», а также в магазинах хоккейной экипировки Atributika & Club, Murom Hockey, Red Five и «Мир Хоккея». Ознакомиться с коллекцией и ее героями можно на сайте проекта.
Реклама. Fonbet. КХЛ