Выгодный курс: основатели образовательных стартапов о своем бизнесе
Кодинг, музыка, история искусства — кто и как на этом зарабатывает
В фаворитах у москвичей — кодинг, который уже окрестили новым английским, искусствоведение и музыка. Несмотря на разные профили, истории проектов схожи: их основатели во многом руководствовались персональными интересами к определенной сфере, запускали все исключительно на собственных инвестициях и были приятно удивлены, когда ожидания оправдались. Многие из них стартовали с совсем небольших интенсивов и превратились в основательные курсы. Как это получилось, каждый объясняет на собственном примере.
Технологичные
Наиболее долгую историю из всех образовательных стартапов насчитывает Moscow Coding School — в феврале им исполнится три года. Как рассказывает один из основателей, Вадим Резвый, MCS появились из собственных потребностей. «Я был директором по продукту в собственном стартапе в Сан-Франциско и каждый день общался с разработчиками. Основ кодинга я не знал, разговаривал с ними на разных языках — все это усложняло мою работу, как и работу людей, с которыми я общался. Тогда и пришла в голову мысль, что было бы хорошо самому изучить основы программирования. Параллельно я видел, как происходит рост развития и распространения кодинг-образования в Америке». Еще один основатель проекта, Кирилл Жвалов, к тому моменту сам поучился в разных школах программирования в Нью-Йорке. Спорить о пользе умения программировать — бессмысленно, это тот язык,который действительно понадобится всем в ближайшем будущем. По мере того как мир все больше становится зависимым от интернета, программирование превращается в ключик, который значительно упрощает работу специалистов множества отраслей — фактически всех, кто связан с веб- или диджитал-индустрией. Сами Вадим и Кирилл начинали с маркетингового агентства Guerilla, а затем был одноименный зин и музыкальный лейбл.
Первые занятия Moscow Coding School представляли собой 16-часовой интенсив выходного дня и превратились сейчас в 30-часовые курсы по будням и выходным, для взрослых, детей и даже — отдельная программа этой осени — для девушек. «Основной прорыв — из ликбеза в профессию», — говорит Вадим. Учат языкам программирования HTML, CSS, Python и JavaScript в «Веб-разработке для новичков», есть «Основы iOS-разработки» от Сбербанка — наиболее успешные студенты получат по результатам курса стажировку. Среди преподавателей MCS — практикующие программисты мировых (в том числе русских) компаний, от SoundСloud до Rambler. Несколько курсов можно объединить и пройти один за другим, чтобы получить углубленные знания по предмету. Планы Moscow Coding School более чем грандиозные: не только давать студентам более продвинутый уровень образования, чем просто ликбез, но и трудоустраивать их. В отличие от остальных, этот проект выходит за рамки хобби или простого интереса — он предлагает своим студентам практически новую профессию. «Мы будем существовать, пока каждый россиянин не научится программировать».
Гуманитарные
Интерес к гуманитарным знаниям переживает сейчас явный подъем. Вслед за развитой инфраструктурой парков и прочих развлечений кардинальное обновление переживают и музеи. Для тех, кому местного лектория мало, — множество образовательных очных и онлайн-программ в самых разных вузах. Например, стоит обратить внимание на мастер-классы Анзора Канкулова по моде и стилю в «Вышке», там же, несмотря на экономический профиль, преподают и историю искусств. Если, наоборот, возникает желание уйти от уровня высшего образования в сторону ликбеза, то в этом случае отлично подойдут стартапы. Свой проект лекций по искусству и истории Level One девушка с бизнес-бэкграундом, кандидат экономических наук Анастасия Погожева запустила в декабре прошлого года, а сейчас он проходит на двадцати площадках по всему городу: в DI Telegraph, ЗИЛ, парке Горького, Еврейском культурном центре и многих других. Идеей, которая особенно удачно «выстрелила», стал курс по архитектуре из шести лекций, включающий разные точки зрения. Здесь внимание обращено не на стиль, а на то, как здание предстает глазами архитектора, инженера, искусствоведа и теоретика архитектуры. Участник видел предмет с разных сторон и понимал, что ему больше интересно. Сегодня в Level One рассказывают не только об архитектуре, но и об искусстве, истории, философии и религии. Подход к преподавателям у Анастасии тщательный — теория публичных выступлений играет здесь важную роль. «Идеальных лекторов не бывает. Если он хорош в одном, то может оказаться не очень силен в чем-то другом.. Формальными признаками здесь не обойтись. Главное — умение влюбить в свою тему», — рассказывает Анастасия.
Еще один гуманитарный проект — «Синхронизация» — запустил консультант McKinsey Андрей Лобанов. «Мой длинный отпуск в McKinsey превратился в самообразование, найти подходящего места для лекций я не мог — везде уровень был рассчитан на людей, которые разбираются в теме, и тогда я решил открыть свой проект — фактически для себя и таких людей, как я», — говорит об истории создания Андрей. Действительно, в «Синхронизации» расскажут и как смотреть артхаусное кино, и как понять современную хореографию, и как разобраться с поэзией. Стартовали с русского искусства — от иконы до передвижников и модерна. «Синхронизация» — проект для тех, кто давно хотел сделать искусство своим хобби. «У нас на лекциях людям дают возможность говорить, это наше главное отличие», — отвечает Андрей на вопрос о том, чем отличаются курсы «Синхронизации». Для знатоков есть свой закрытый клуб, с которым «Синхронизация» ездит в загородные поездки, ходит в театр и в кино, а затем проводит обсуждения с лекторами и экспертами. Но и у самых, казалось бы, идеальных проектов должны быть слабые места. «Я думал, к нам придет вся Москва, но этого не произошло». Несмотря на большой интерес, люди все еще не готовы повально тратить свое время на самообразование. Наиболее продаваемыми курсами все еще остаются самые короткие курсы, а при наличии — и вовсе разовые лекции.
Творческие
В школе Glinka не только обучат азам сольфеджо, битмейкингу и, главное, программе Ableton Live, но и доведут до того, чтобы ученики сами писали музыку. Одни тем временем вовсю заводят саундклауды, другие участвуют в музыкальных конкурсах вроде JagerVibes и даже выпускаются на небольших лейблах. Основатели Glinka — идеальный тандем: культуролог Дима Панов и Андрей Рощевкин, чье стремление обучиться музыке и потянуло за собой идею создать школу. «Я долгое время работал в разных музеях современного искусства и понял, что музыку можно тоже поставить на институциональные рельсы. У нас есть шоу-бизнес и DIY, но нет чего-то среднего», — рассказывает Дмитрий.
Аналоговое и электронное в итоге столкнулись: «У нас было 360 градусов видения того, как все можно устроить», — говорит Андрей. Сейчас Glinka существует в формате интенсива выходного дня — по пять часов, в общей сумме — тридцать. На будни студенты расходятся — и начинается трудоемкая работа над домашним заданием. «На начальной стадии у музыканта-новичка как правило очень сильное критическое мышление, бесконечная болезнь одного лупа и большое количество вопросов связанных с музыкальным продакшеном, на которые он не может найти ответ в видео-туториалах . Мы создаем пространство, в котором помогаем людям ответить на все вопросы», — говорит Андрей. В Glinka учат тому, что не стоит замыкаться, в том числе и на жанрах. «Есть современное искусство, а есть — современная музыка. Наша задача — делать новое», — говорит Дмитрий. В качестве преподавателей выступают музыканты и диджеи: Фил Герус, Антон Маскелиаде, Kovsh Beats. «Сами знания очень эфемерны, главное для нас — работа на результат. Работа музыканта — в написании музыки, так давайте писать музыку».
Онлайн
Хотя онлайн-курсы оканчивают менее 10 % учащихся, формат все же весьма популярен и вполне оправдывает себя. Главный хайп года — проект Arzamas, который наконец запустил и офлайн-версию. «Многие из нас защитили кандидатскую диссертацию или были близки к этому, у нас сциентистский взгляд на мир, направленный на его познание», — говорит шеф-редактор Кирилл Головастиков. Успех Arzamas весьма понятен: при качественной начинке он имеет и весьма адекватную оболочку. Над сайтом работает команда из медиа: бывший главред «Большого города» Филипп Дзядко и здесь за главного, есть сотрудники Lenta.ru, Esquire и WOS. «Мы не образование, а просвещение», — говорит Кирилл и на вопрос, чем же одно отличается от другого, отвечает, что «одно из главных достоинств Arzamas — в его демократичности в противовес снобизму и элитарности». Этой осенью наконец стартовал и офлайн-курс — живые лекции в «Ленинке» по воскресеньям. Построен он в оппозиции «Восток-Запад» — вслед за римлянами рассказывают про ислам, а читают его, как и на сайте, приглашенные лекторы — кандидаты и доктора наук из «Вышки» и РГГУ. Arzamas — полностью меценатский проект под началом Анастасии Чухрай. Подобный альтруизм мы любим и уважаем.
Для самых маленьких
Хоть Ableton Live шестиклассника не обучишь, научить его кодингу, играя в Minecraft, вполне возможно — именно так делают в Moscow Coding School, которые стали пионерами и детского кодинга. Там же объяснят основы веб-программирования и научат заводить датчики и моторчики. Детский курс здесь весьма востребован и занимает 30—40 % оборота. Основатель «Синхронизации» Андрей Лобанов создал проект для детей «Алгоритмика», который существует сейчас в рамках секций, но активно завоевывает и школы. В «Алгоритмике» дети работают за компьютером в специальной программе, а преподаватель выступает в качестве наставника, а не говорящей головы у доски. Важной составляющей здесь является психология: на «спринтеров» сваливаются задачки посложнее, более медлительным детям достаются простые и подталкивающие их к положительному результату. Детей учат не просто программированию, а в первую очередь алгоритмическому мышлению. Еще одна школа программирования для детей — Coddy, здесь учеников ждет модульная система, которая позволяет усложнять курсы один за другим. Занятия с пятилетками проходят в игровом формате, с более взрослыми (а возрастной лимит школы — 14 лет) — в полноценном объеме. «Летом мы собираемся открыть лагерь в Кремниевой долине», — делится планами на будущее основатель Оксана Селендеева. Почему именно кодинг важен для детей? На этот вопрос нам ответил Сергей Нугаев, бывший СЕО и преподаватель Moscow Coding School, занимавшийся разработкой курса для детей: «Программирование — языковой универсум, абстрактный иностранный язык и инструмент для развития творческого потенциала два в одном. Говорить на этом языке предстоит с миром не только будущего, но уже и сегодняшнего дня. Чем раньше начнешь им владеть, тем больше карт в твоем рукаве, а освоить базовые концепты не сложнее, чем выучить основы английского».