Лекция Мирославы Дума в МГИМО
О влиянии Уорхола, хиппи и интернета на развитие моды
Свою лекцию на тему "Мода и искусство в пространствах интернета" Мирослава Дума начала с основательного исторического экскурса, ведь вехи моды — это всегда отражение настроений, переживаний и исторических событий того или иного десятилетия XX века.
"1920-е — эра андрогинности, мужского костюма и Коко"
Итак, 1920-е годы. "Именно тогда настала эра женщин с андрогинными телами четырнадцатилетних мальчиков. Те, кто выбивался из стандартов, просто перебинтовывали грудь — таким образом внимание акцентировалось именно на наряде, который намного лучше сидел. Моментально обрели популярность спорт и жиросжигательный массаж. К слову, на моду того времени сильно повлияла Габриэль Шанель, которая сделала свою угловатую фигуру предметом вожделения всех обладательниц некогда актуальных пышных форм. В моду вошли смокинги, брючные костюмы, рубашки, галстуки, короткие женские стрижки".
"1930-е — на сцену выходит Марлен Дитрих в бархате"
Перейдя к следующему десятилетию, Мирослава проводит паралелли между модой и кино: "Все мы помним Марлен Дитрих и ее подчеркнуто женский макияж, шляпки, вечерние платья с перьями, бархат. По фильмам с участием этой великой актрисы можно понять основную тенденцию 30-х: подчеркнутые плечи, узкая талия, широкая, но укороченная юбка".
"1940-е — режим экономии"
"А дальше моду настиг кризис. К сожалению, не только моду: началась война, — говорит Мирослава о 40-х. — Во всем пропагандировался минимализм: немного тканей, отсутствие украшений, мелкий рисунок. В целях экономии модельеры использовали вискозу и поменяли белые блузы на рубашки с белым воротником".
"1950-е — буйство красок, плюрализм тенденций"
1950-е — это яркие мировые события и, как следствие, яркая мода. "Существовало два полярных силуэта: широкий и узкий. Девушки отдавали предпочтение первому: это, в первую очередь, юбки в форме колокола и солнца. Женщины, наоборот, выбирали узкий крой одежды, костюмы с укороченным жакетом, юбки с шаговой спицей. Не забудьте про тренд, заданный Мэрилин Монро, — пышные формы, красные губы и ногти, буйство красок в одежде. Мир ожил!"
"1960-е — sex, drugs and rock'n'roll, или "Привет, Энди!"
"Итак, люди забыли о тяжелых 40-х, началась сексуальная революция, породившая мини-юбку. Не последнюю роль играет химия — именно тогда появились первые капроновые колготки. Возникшее в искусстве 60-х течение "поп-арт" нашло свое отражение в создании одежды прямого силуэта психоделических цветов из ткани с геометрическим рисунком. В моду входит крупная бижутерия — массивные пластмассовые ожерелья. В ход идет все: металл, бумага, прозрачный пластик. Кстати, в это время произошел бум сапог: их носят и промозглой осенью, и в жарким летом. В конце 1960-х хиппи произвели настоящую революцию не только в сознании молодежи, но и в джинсовой моде. С тех пор джинсовые брюки, рубашки, плащи стали классикой. В целом, 1960-е можно охарактеризовать как битву двух образов: Жаклин Кеннеди и Твигги. У первой леди США в арсенале были строгие костюмы, платья в стиле Кристобаля Баленсиага, перчатки, шляпки. Икона стиля Твигги вернула худобу на подиум и стала носить вечерние наряды с пестрыми гольфами и мужскими ботинками на низком каблуке. Мальчиковое телосложение снова стало идеалом красоты. Важно отметить, что множество открытий произошло именно в то десятилетие: женский смокинг Ива Сен-Лорана, платья-трапеции длиной выше колена Андре Куррежа, космические мини-сарафаны Пьера Кардена, платья с запахом Дианы фон Фюрстенберг".
"1970-е — время безвкусицы"
"Многие называют это десятилетие временем безвкусицы — так много стилей и образов сменилось за эти годы. Хиппующая молодежь вводит в моду просторную одежду, лохмотья, бесформенные балахоны. Яркий стиль диско на грани китча, разноцветные блестящие трико с лайкрой и люрексом. Водолазки стали самой модной вещью 70-х".
"1980 — красиво, дорого, богато"
"Мир жил по принципу "хорошо одеваться, чтоб добиваться успеха". Ни один фильм или сериал не имел коммерческого успеха, если над ним не работала целая бригада стилистов. И культовая "Династия" — тому неопровержимое доказательство. Традиционные тренировочные брюки превратились в остромодные легинсы, боди заменило блузку. Жан-Поль Готье и Аззедин Алайя культивировали настоящую женскую красоту с пышной грудью, осиной талией и широкими бедрами".
"1990-е — пришло время китча Versace"
"Плеяда моделей 90-х — самый мощный ассоциативный ряд с модой того десятилетия. Благодаря Versace и Dolce&Gabbana мода превращается в китч: яркие цвета, логомания, шелковые рубашки. Ради справедливости замечу, что сегодня мы этого стыдимся и избегаем".
"2000-е — круг замкнулся"
"Настали нулевые. Фантазия исчерпана. Согласитесь, мы уже не скажем: "Это в духе 2000-х!" Именно поэтому в коллекциях наших дней модные дома "цитируют" каждое десятилетие XX века по отдельности. Появился новый тренд — винтаж не моложе 20 лет. Кто-то переплачивает втрое за ценные вещи, кто-то находит уникальные предметы за копейки на блошиных рынках. Нельзя не отметить, что искусство, скульптура, архитектура — это сферы, которые оказывают огромное влияние на сегодняшнюю моду. Также укрепился тренд уличной моды".
"Нулевые и наше время — в моде интернет"
"Эта мода, в лице стилистов, блогеров, фотографов, байеров, зародилась и раскрутилась в киберпространстве. Интернет задает новые стандарты модной индустрии, работая на опережение, сеть открывает возможности для молодых и талантливых людей, пробующих себя в дизайнерском деле, фотографии и других отраслях. Может, именно поэтому мы для Buro 24/7 выбрали именно онлайн-формат. Теперь, когда технологии постоянно вносят поправки в нашу жизнь, людям не хватает времени на то, чтобы подождать нового выпуска модного журнала: они хотят увидеть все и сразу. Новая реальность заставляет вносить коррективы в способы подачи информации. Важно добавить, что для нас важно не просто первыми осветить события в мире моды и искусства, а найти причинно-следственные связи между модными тенденциями и полотнами художников, направлениями в кинематографе и музыке. Мы не ставим себе рамок, не очерчиваем границ. Как сказал Оноре де Бальзак, глупец тот, кто в моде видит только моду".
Фото: Александр Конышев