Ретроспектива Брассая в МАММ
Париж, "Ню", сюрреалисты и Пабло Пикассо
1 августа в Мультимедиа Арт Музее открылась первая масштабная ретроспектива Брассая, мэтра французской фотографии XX века, а также выставка "Маленькая фотография", где представлены работы классиков отечественной фотографии, современных авторов и неизвестных фотографов-любителей.
Брассай показан на выставке как личность поистине яркая и многогранная. Вдобавок к фотографическому таланту он обладал способностями к рисованию, созданию гобеленов и ваянию (в частности, Брассай создал голову Пабло Пикассо из бронзы и женскую фигуру в мраморе). Настоящим произведением искусства можно считать и его остроумную переписку с близким другом Пабло Пикассо. Все эти таланты принесли Брассаю звание кавалера ордена искусств и литературы, орден Почетного Легиона и французскую Большую национальную премию по фотографии. Он также работал в качестве оператора над фильмом "Пока будут звери" (эту черно-белую ленту продолжительностью около 20 минут можно увидеть в МАММ), который стал лауреатом Каннского кинофестиваля 1956 года.
Главное место в творчестве французского фотографа по праву занимает Париж. Урожденный Дьюла Халас даже взял псевдоним Брассай (означающий "из Брассо"), только когда поселился в Париже в 1924 году. Впервые он побывал в столице в возрасте 4 лет и был очарован этим городом на всю жизнь.
Брассай. "Площадь согласия", 1945
Брассай. "Экзотический сад в Монако", 1945
Брассай. "Белый зонтик", 1943
Брассай показывает французскую столицу безо всяких прикрас, раскрывая самые сокровенные тайны этого города. Именно фотографии Парижа 1930-х годов сделали художника известным и составляют один из самых больших разделов новой выставки наряду со снимками из легендарных альбомов "Ночной Париж" и "Тайный Париж". Также в МАММ сегодня можно увидеть сюрреалистичные экспериментальные фотографии повседневных предметов, работы из серии "Граффити" (1933-1956), рисунки, скульптуры и фотографии из серии "Ню" (1934).
Отношениям с Пабло Пикассо на выставке посвящен целый раздел. Брассай был единственым фотографом, кому испанский художник-кубист доверял и который запечатлел все его работы. По соседству с портретами Пабло и снимками его работ в интерьере мастерской с фотографий Брассая смотрят Сальвадор Дали и Гала.
Торжественное открытие экспозиции традиционно провела директор МАММ Ольга Свиблова, которая не только рассказала о важности этой выставки для любого культурного человека, но и представила собравшимся новую книгу, посвященную Брассаю. Фолиант с черно-белыми иллюстрациями станет первым изданием о Брассае на русском языке и вскоре, как пообещала Свиблова, поступит в продажу. Посетить ретроспективу Брассая можно до 7 октября.
Что до выставки "Маленькая фотография", которая знакомит с работами классиков отечественной фотографии (Вильям Каррик, Сергей Лобовиков, Александр Мазурин, Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Дмитрий Бальтерманц и др.), современных авторов (Владимир Филонов, Альберт Багаутдинов, Виктор Ахломов, Сергей Бурасовский и др.), а также неизвестных фотографов-любителей — она занимает большой зал на предпоследнем этаже музея. Как гласит описание экспозиции, "маленький формат подразумевает совершенно особый подход к созерцанию: они требуют тщательного, неторопливого рассмотрения деталей с близкого расстояния".
Вам вряд ли удастся посмотреть обе выставки за один раз: на неторопливое созерцание, которого требуют и фотографии Брассая, и "микроскопические" снимки русских фотографов, уйдет очень много времени. Но это такие экспозиции, к которым можно и нужно возвращаться снова и снова, чтобы вполне изучить по ним срез российской и французской действительности. Посетить ретроспективу Брассая можно до 7 октября, а "Маленькая фотография" будет открыта до 2 сентября.
Александр Родченко. Москва. "Дочь", 1927. "Мать и дочь", 1925. "Мать, дочь и жена", 1930
Елизавета Никулина. Москва. 1942
Ольга Свиблова
Рисунки Брассая из серии "Ню"
Антон Белов
Ольга Свиблова и Сергей Капков
Ольга Свиблова и Сергей Капков
Ульяна Ничвеева
Текст: Дарья Горшкова
Фото: Марина Крылова