Юбилейный вечер Олега Табакова на сцене МХТ имени А. П. Чехова
"Капустник"
С тем, что день рождения случается только раз в году, театральный мир может и поспорить, и привести весьма убедительные опровержения. Юбилей Олега Табакова — как раз одно из самых показательных. День рождения актера, режиссера, худрука МХТ им. А. П. Чехова и создателя театра «Табакерка» отмечать начали задолго до 17 августа, на которое он пришелся. Константин Богомолов поставил в честь юбиляра пьесу «Юбилей ювелира», выбирал которую сам Табаков. Он же вышел на сцену в главной роли того самого британского ювелира Мориса, мечтающего дожить до собственного 90-летия, — а как не мечтать, когда на чаепитие обещала прийти Елизавета II.
Минувшим вечером Олег Табаков снова принимал поздравления, только уже не со сцены, а из зала родного МХТ: в театре прошел традиционный «капустник» в честь юбилея художественного руководителя. Билеты на него купить было нельзя, ведь на дни рождения друзья — а именно они собрались в этот вечер в зале — приходят по приглашению, а не по билетам. Помня о том, что удивить худрука непросто, а помпезных речей он не терпит, артисты явно нервничали и даже успели поспорить, кто должен оказаться в ведущих. Вслед за Игорем Золотовицким на сцене появились Андрей Бурковский и Игорь Верник. Каждый из них, перебивая другого, пытался объяснить, почему именно он должен объявлять номера. Последний даже поспешил позвать на сцену брата-близнеца Вадима, очевидно, решив, что одна голова хорошо, но две-то будет лучше. Подумал так и Иван Ургант, положивший конец весьма художественным спорам и ставший соведущим Игоря Золотовицкого. Впрочем, одной только ролью ведущего Ургант не ограничился и тут же принялся петь и танцевать, представляя, что было бы, если бы Табаковым оказался он. Кстати, почувствовать себя на пару минут Табаковым в этот вечер смогли все, спрятав лица за картонкой с изображением улыбающегося именинника. Фотограф Юрий Рост момент не упустил и обещал показать снимки на его следующем юбилее.
Одна официальная речь со сцены в этот вечер все-таки прозвучала. Поздравляя Олега Табакова, Михаил Швыдкой сказал о том, что театр существует всегда: и в дни трагедий, и в дни страха, и в дни праздников, — и напомнил залу о том, что все собрались здесь, чтобы понять — жизнь продолжается, как продолжается и сам театр.
В сценарии «капустника» нашлось место шуткам и про православных активистов, и про экспертный совет «Золотой маски» — умением иронизировать и над другими, и над собой МХТ, равно как и его художественный руководитель, отличался всегда. Табаков для театра, кстати, не всегда Олег Павлович, но иногда и просто Лелик. Так, разумеется, зовут его и друзья — актеры Александр Ширвиндт, Станислав Любшин и Юрий Соломин. Присоединившийся к их поздравлениям Владимир Зельдин, отметивший в этом году 100-летие, так и вообще не забыл напомнить, что именинник годится ему в сыновья.
О том, что Табаков им, напротив, как отец, вспомнили артисты театра, выбрав в подтверждение номер под названием «Батяня-худрук». Праздник из труппы не пропустил никто, а привычная порой для театра и кино фраза «не совпали графики» не звучала ни разу. Те же, кто не смог поздравить друга и коллегу лично, записали видеообращения. Среди них оказались, например, Галина Волчек, Марк Захаров и Евгений Миронов — художественные руководители «Современника», «Ленкома» и Театра Наций. Показали собравшимся и запись, на которой Олег Табаков, Леонид Рошаль и Марк Захаров исполняют в компании камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова «Детскую симфонию» Йозефа Гайдна.
Солисты, выбравшие себе весьма необычные музыкальные инструменты — автомобильный гудок например, — фурор вызвали не только во время празднования 25-летия оркестра, но и вчера. После этого на сцене оказался сам маэстро Спиваков в неизменном сопровождении своих музыкантов. В качестве подарка для друга «Виртуозы Москвы» избрали композицию Дюка Эллингтона Caravan, в дополнительном представлении не нуждающуюся, что подтвердил и пронесшийся по залу одобрительный гул.
Как и на любом шумном празднике, на «капустнике» имела место и драка — между артистами МХТ и «Табакерки», пытавшимися выяснить, кто же из них лучше. Закончилось дело, разумеется, миром и исполнением «Аллилуйя», собравшей на сцене учеников, коллег, друзей и семью Табакова в такой своей концентрации, что место там осталось только для юбиляра, без которого оба его театра обойтись не могут никак. Что и говорить, управляться с ними, не забывая выходить на сцену и в главных ролях, — работа действительно ювелирная.