Модель, муза, сюрреалистка: 5 необыкновенных жизней Ли Миллер
Долгожданный фильм «Великая» с Кейт Уинслет в главной роли — байопик Эллен Керас о по-настоящему революционной фигуре XX века Ли Миллер — добрался до российского проката и выходит на экраны 21 ноября. В преддверии премьеры делимся обзором ее выдающейся карьеры: от случайного падения в объятия Конде Наста (да-да, того самого основателя издательства Condé Nast) и обложек Vogue до освоения профессии повара в школе Cordon Bleu.
Текст: Екатерина Краюхина
1
Ли Миллер — МОДЕЛЬ
Элизабет Миллер родилась в 1907 году в крошечном городе Покипси, штат Нью-Йорк, в семье инженера Теодора Миллера. Отец и познакомил девочку с фотографией: он любил делать снимки и часто просил дочь позировать для него (что жутко: на многих кадрах его авторства Ли полностью обнажена). К этой психологической травме можем добавить еще одну — в 1914 году, когда Элизабет было всего семь, ее мать заболела и девочку отправили в Бруклин к друзьям семьи. Там ее изнасиловали, и долгие годы Миллер лечилась от гонореи. Возможно, поэтому Ли становится сложным ребенком, которому из-за плохого поведения приходится постоянно менять школы.
Ли Миллер с Теодором Миллером, 1931
Ли Миллер в объективе Теодора Миллера, 1915
Ли Миллер в объективе Теодора Миллера, 1930
Первая судьбоносная и до безумия случайная встреча в жизни Ли Миллер приключилась в 1927 году. Девушка учится в Лиге студентов-художников Нью-Йорка, ей нет еще и двадцати, Манхэттен и страшная авария, от которой ее спасает...Конде Монтроз Наст. «Она вышла на дорогу перед приближающимся автомобилем, и хорошо одетый незнакомец [Конде Наст] оттащил ее обратно на тротуар. Она рухнула в его объятия и нелепо бормотала что-то по-французски, очевидно, пребывая в состоянии шока», — рассказывала Сьюзан Рональд, биограф издателя Condé Nast. Наст предложил Миллер работу в Vogue — главный редактор американского журнала Эдна Вулман Чейз (занимала должность с 1914 по 1952 год) договорилась о том, чтобы художник Жорж Лепап нарисовал Миллер для обложки. Та стала воплощением современной женщины — слегка андрогинная властная красотка, одетая в стиле ар-деко.
Ли Миллер на рисунке Жоржа Лепапа для обложки Vogue, март 1927
Позже Ли позирует и для фотографий. «Когда вернулась в Америку, работала моделью у Эдварда Стайхена и всех этих старых приятелей. Кажется, Стайхен сделал мой первый кадр, — позже делилась Миллер. — Я много снималась для Vogue, но сама хотела стать фотографом».
Ли Миллер в объективе Эдварда Стайхена для Vogue, 1928
Ли Миллер — СЮРРЕАЛИСТКА. УЧЕНИЦА, МУЗА И ЛЮБОВНИЦА МАН РЭЯ
2
В 1928 Ли отправляется во Францию, намереваясь, как она провокационно заявила, «войти в фотографию с черного хода». Благодаря уверенности девушки и рекомендательным письмам от Стайхена известный фотохудожник-сюрреалист Ман Рэй согласился взять ее в помощницы. «Когда я встретила его в Париже, напросилась в ученицы. Он сказал, что никогда не брал учеников, но, думаю, я ему понравилась. Мы прожили вместе три года, и я многому научилась — в том числе фотографии», — рассказывала Миллер позже Vogue.
Ли Миллер в объективе Ман Рэя, 1929
Ман Рэй в объективе Ли Миллер, 1931
Вместе они заново открыли технику соляризации. По легенде, когда Ли работала над одной из фотокартин, мышь испугала ее и заставила подпрыгнуть. Миллер инстинктивно включила свет на важном этапе проявки пленки и, осознав это, быстро его выключила — в результате тональность фотографии изменилась на противоположную: темные области стали светлыми, и наоборот.
Ли Миллер в объективе Ман Рэя, соляризация, 1929
Миллер продолжала работать моделью как для Ман Рэя, который часто фотографировал ее обнаженной, так и для Джорджа Хойнингена-Хьюна, парижского корреспондента Vogue, и его ассистента Хорста П. Хорста. Ли, конечно, создавала и собственные сюрреалистические работы, а еще снялась в авангардной ленте Жана Кокто «Кровь поэта».
Ли Миллер и Энрике Риверо в фильме Жана Кокто «Кровь поэта», 1930
Автопортрет Ли Миллер, 1930
Ли Миллер в объективе Ман Рэя, 1929
Ли Миллер в объективе Ман Рэя, 1930
Ли Миллер и Агнета Фишер в объективе Джорджа Хойнингена-Хьюна для Vogue, 1932
Ли Миллер в объективе Джорджа Хойнингена-Хьюна для Vogue, 1931
Ли Миллер и Хорст П. Хорст в объективе Джорджа Хойнингена-Хьюна, 1930
Ли Миллер в объективе Хорста П. Хорста, 1932
Творческий и любовный союз распался уже в 1930 году по причине измен Миллер: по крайней мере, такую версию можно отыскать в книге известной американской писательницы Франсин Проуз «Жизнь муз» («The Lives of the Muses»), где о Миллер сказано: «она была неверна — по природе и из принципа». После расставания, однако, Ман Рэй создал самые узнаваемые свои работы, центральным образом которых была так или иначе Ли — ее глаза, губы и другие части тела. Картина «Обсерватория времени: Любовники» — яркий тому пример. Любопытно, что возлюбленные и после разрыва остались друзьями — до самой смерти культового сюрреалиста в 1976 году. Ли одной из первых узнала о трагическом событии по телефону: «Он еще теплый, — сказала ей вторая жена Мэн Рэя Джульетта Браунер. — Я поцелую его за вас».
Ман Рэй, «Обсерватория времени: Любовники», 1932—1934
Ман Рэй и Ли Миллер, 1975
3
Ли Миллер — ФОТОГРАФ
После расставания с Ман Рэем Ли открывает в Нью-Йорке собственную фотостудию, и искать клиентов ей не приходится — на тот момент она уже настоящая it-girl. Сеть универмагов Saks Fifth Avenue и косметическая компания Elizabeth Arden, например, щедро платили за кадры авторства одной из самых фотографируемых девушек на Манхэттене. К тому же Миллер откровенно заявляла, что снимает «в стиле Ман Рэя» — а это неплохая такая реклама, согласитесь. Найдем и портреты знаменитостей авторства Ли Миллер: среди них — Чарли Чаплин, Сальвадор Дали и Марлен Дитрих. Тем не менее через несколько лет студия закрылась, когда Ли вышла замуж за бизенсмена-египтянина Азиза Элуя Бей и переехала с ним в Каир. Известно, что в этот период она чувствовала себя подавленной из-за ограничений местного общества, но именно там, в пустыне, создала некоторые из лучших своих пейзажных работ — например, «Портрет космоса» (а может, «Портрет пространства»: в оригинале фото называется «Portrait of space» — интерпретируйте, как нравится).
Ли Миллер, «Портрет космоса», 1937
Чарли Чаплин в объективе Ли Миллер, 1932
Азиз Элуя Бей позволял Ли проводить длительные отпуска в Европе в компании сюрреалистов, где она познакомилась с художником и коллекционером произведений искусства Роландом Пенроузом (впоследствии станет ее мужем), а еще с Пабло Пикассо — тот рисует портрет Миллер, а она фотографирует живописца.
Пабло Пикассо, Портрет Ли Миллер («Арлезианка»), 1937
Пабло Пикассо в объективе Ли Миллер, 1937
Ли Миллер — ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ VOGUE
4
К 1939 году для Миллер наступает время очередных жизненных переосмыслений — она уходит от Элуя Бей и переезжает в Лондон. 1 сентября начинается Вторая мировая война, и Ли, по совету друга-фотожурналиста Дэвида Шермана, получает аккредитацию в качестве военного корреспондента британского Vogue. Редактор журнала Одри Уизерс ожидала, что девушка будет делать фоторепортажи о лишениях войны в мягком фокусе, но у Ли были другие планы. Ее кадры были шокирующими — документировала первое применение американцами напалма, снимала крупным планом лица немецких нацистов, покончивших с собой в Лейпциге, делала впечатляющие портреты заключенных концлагерей. Когда Гитлер бежал из Мюнхена в конце войны, Ли и Шерман первыми из представителей прессы добрались до его квартиры — там они пили коньяк фюрера, дремали в его постели, а еще сделали знаменитый кадр в ванной.
Ли Миллер на войне, 1944
Ли Миллер, «Мертвый эсэсовец в канале», 1945
Дэвид Шерман, Ли Миллер в ванной Адольфа Гитлера, 1945
Позже Ли скажет: «Я стала, кажется, первой женщиной-военным корреспондентом. Была там фотографом, а не писателем; знаете, старое клише — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Миллер не требовала к себе особого отношения и была настоящей феминисткой: «Моя работа на войне была задолго до движения за права женщин, я чувствовала себя бригадой из одной женщины».
5
Ли Миллер — ПОВАР
После войны, в 1947 году, Миллер вышла замуж за Роланда Пенроуза и родила сына Энтони (это благодаря его книге о матери «The Lives of Lee Miller» и работе с архивами мы знаем о Ли так много), семья обзавелась домом, который стал меккой художников-сюрреалистов. Однако жизнь ее была омрачена послеродовой депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством — так у Миллер появилась алкогольная зависимость и пропало желание творить. В 1950-х она обретает вдохновение в (неожиданно) готовке. «Поваренные книги — мое любимое чтение перед сном, — рассказывала Ли в одном из интервью Vogue. — Иногда я просматриваю до 50 книг в поисках одного рецепта, прежде чем отбросить их и приготовить что-то самостоятельно». Бросив фотографию, Миллер стала шеф-поваром, отучившись (пусть и без особого энтузиазма) в кулинарной школе Cordon Bleu: «Мне не очень нравилось в Cordon Bleu. Там было грязно. Рыба выскальзывала из рук шеф-повара, падала на пол, покрытый опилками, а он просто поднимал ее и бросал обратно в сковороду. И шум был ужасающим. Сковороды, должно быть, были сделаны из бетона. Но я научилась готовить», — рассказывала Ли.
Ли Миллер на кухне, 1973
Кажется, последнее утешение Ли и правда нашла в гастрономии: в 1974-м Vogue посвящает ей статью «Как готовят знаменитости: леди Пенроуз», а автор кулинарных книг Нинетт Лайон пишет об их семье в почти идиллических тонах: «Пенроуз живут в центре мира, который они любят, — мира искусства и художников — в Лондоне и на ферме в Сассексе. Здесь Ли готовит для гостей — весело и изобретательно, в большой уютной кухне, увешанной картинами Пикассо, полной кулинарных книг со всего мира и новейших гаджетов для дома».
Ли Миллер умерла от рака в 1977 году — ей было 70 лет. По современным меркам — жизнь не самая длинная. Но какая яркая! И как мы убедились, далеко не одна.