Brat Summer: кто такая Charli XCX и почему кислотно-зеленый — цвет этого лета
В июне 31-летняя исполнительница и автор песен Charli XCX выпустила шестой студийный альбом Brat и всего за пару месяцев стала настоящим поп-символом. Разбираемся в ключевых этапах карьеры, содержании текстов и образе рейв-иконы, а также в том, как ее новый альбом повлиял на современную культуру миллениалов и зумеров.
«YOUNG GIRL FROM ESSEX»
Заниматься музыкой Шарлотта Эйтчисон (настоящее имя певицы) начала в 14 лет. Будучи подростком, считала себя аутсайдером, и лишь музыка помогала ей самовыражаться: «У меня были друзья, но в школе было полно белых блондинок, а я была наполовину индианкой с вьющимися волосами и отличающимися интересами. Из-за этого я всегда чувствовала себя немного отверженной… В глубине души одним из моих самых больших страхов было показаться скучной», — вспоминает исполнительница. Тогда молодая Чарли начала выкладывать первые работы в социальную сеть «Myspace», откуда и позаимствовала псевдоним XCX [Xo Charli Xo – Целую Чарли Целую]. Спустя некоторое время организаторы рейвов в Восточном Лондоне заметили молодой талант и стали приглашать ее выступать на сцене.
Так карьера Чарли начала стремительно развиваться, последовали первые слава, успех и контракт с крупным лейблом Atlantic Records. В мае 2012 года она совместно со шведским синти-поп дуэтом Icona Pop написала и исполнила первый хит «I love it», достигший седьмой позиции рейтинга Billboard Hot 100 и более 5 миллионов проданных копий в США.
Несмотря на успех первого сингла, дебютный альбом «True Romance», выпущенный через год, не получил такой же популярности. Аудитории не слишком понравился образ подростка с песнями про одиночество и любовь в старшей школе. Лейбл уже почти готов был отказаться от авторского проекта XCX и продолжить с ней сотрудничество только в качестве сонграйтера, когда в 2014 вышел совместный трек с Игги Азалией «Fancy» — еще один сингл, покоривший интернет Tumblr-эры. Песня стала гимном уверенности в себе и декламацией «Я так шикарна, ты уже знаешь об этом».
Второй альбом «Sucker» получил куда больший коммерческий успех. Он так же, как и первая запись, воплотил подростковый бунт начала десятых, но с более серьезным, дерзким звучанием. Главные хиты «Boom Clap», впоследствии ставший саундтреком подростковой мелодрамы 2014 года «Виноваты звезды», и «Break the Rules», несомненно, прибавили узнаваемости начинающей певице.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ
Коренные изменения в музыкальном стиле певицы начались с выхода в 2016 году мини-альбома «Vroom Vroom», спродюсированного шотландской поп-футуристкой Sophie. Тогда Чарли сказала ей: «Хочу написать песню о быстрых машинах, и чтобы она получилась хаотичной, но в то же время сексуальной, веселой и мрачной» — Sophie все прекрасно поняла. Пластинка не была принята широкой публикой из-за того, что оказалась слишком экспериментальной, однако, как отмечает сама Чарли, она до сих пор остается одной из любимых записей.
«Vroom Vroom» и последующие «Number 1 Angel» и «Pop 2» 2017 года оказали влияние на развитие тогда относительно нового музыкального жанра под названием гиперпоп. Для него характерен хаотичный и интенсивный саунд, смешивающий элементы поп-музыки, электроники и авангарда. Теперь музыка Чарли будет по-прежнему полна запоминающихся текстов, но завернутых в более сложную звуковую обертку.
В промежутках между сольными проектами XCX стала одним из самых востребованных молодых авторов поп-песен в индустрии. Она написала треки для Камилы Кабельо и Шона Мендеса («Seniorita»), Селены Гомес («Same Old Love»), Мэдисон Бир («Hurts like Hell») и многих других исполнителей.
NEXT LEVEL CHARLI
Одноименный альбом Charli 2019 года стал первой полноценной записью со времен «Sucker» и включил в себя 15 треков, в числе которых коллаборации с Троем Сиваном, Ким Петрас, Томми Кэшем, Lizzo. В нем исполнительница с новыми силами врывается в поп-музыку. В клипе на трек «1999», записанный вместе с Троем Сиваном, Чарли делает отсылки к сразу нескольким культурным феноменам нулевых: фильмам «Матрица», «Титаник» и «Красота по-американски», музыкальным видео Эминема и игре Sims. Подобное восхищение началом эпохи миллениума вскоре найдет отражение в дальнейшем творчестве певицы.
Следующий релиз состоялся уже в условиях пандемии. За 6 месяцев изоляции Чарли записала и выпустила альбом «How I’m Feeling Now», в создании которого принимали участие фанаты, которые называют себя «Ангелы Чарли». Они записывали видео, ставшие частью клипов, и с помощью конференций в Zoom обсуждали со своим кумиром ностальгическое звучание нового альбома.
В пятой студийной пластинке «Crash», выпущенной в марте 2022 года, Charli XCX звуковой дерзости гиперпопа предпочитает мейнстримные поп-хиты. Вследствие чего многие слушатели, которые только начали привыкать к ее новому стилю, остались недовольны записью.
BRAT
Последний альбом Charli XCX, уже завоевавший титул одного из самых успешных в этом году, озаглавлен английским сленговым словом «brat», что в переводе означает «мерзавец, подонок, паршивец». Название говорит не только о том, что сама Чарли называет себя так, хотя она, безусловно, делает это. «Brat» олицетворяет современную интернет-культуру, которая полна сменяющихся трендов, токсичного общения и коротких сообщений в мессенджерах. Таким образом Чарли высмеивает ставший для всех нас привычным образ жизни.
Придя на смену барбикору 2023 года, за которым стоял ряд последовательных маркетинговых кампаний, «Brat» добивается популярности менее очевидными способами. Настоящим интернет-феноменом, вызвавшим миллионы упоминаний, фотографий и видео, стала обычная стена в нью-йоркском районе Гринпойнт, которую к выходу альбома выкрасили в зеленый цвет, и размещали на ней анонсы. Названная «Brat wall» локация недавно даже получила отметку достопримечательности на Google maps.
Живые выступления также сыграли важную роль в продвижении «Brat». Промоакцию тогда еще не выпущенного альбома Чарли начала с легендарного диджей-сета в клубе Boiler Room в феврале, следом выступила на вечеринках в Гластонбери, на Ибице и на концерте Троя Сивана. Особое внимание привлек перформанс с треком «360», который певица исполнила на кузове автомобиля среди толпы людей, скандирующих строчку из песни: «I’m everywhere, I’m so Julia» (отсылка к Джулии Фокс).
На пользу альбома пошла и визуальная простота обложки. В то время как все ожидали увидеть на ней исполнительницу в стильной фотосессии, как это обычно бывает у поп-звезд, XCX решает нарушить каноны индустрии и выпускает изображение в броском оттенке зеленого Pantone 3570-C и с надписью в сжатом формате.
По данным торговой платформы Lyst, поисковые запросы по этому цвету за последние недели увеличились на 17 процентов — пользователи соцсетей буквально помешались на всем зеленом, на что можно наклеить лейбл «Вrat».
Но если с продвижением и нестандартностью обложки все понятно, то чем вызван такой ажиотаж вокруг содержания альбома? Ответ прост: «Brat» — это квинтэссенция музыкального стиля артистки. Для многих он стал глотком свежего воздуха, знаменующим одновременно наступление лета и возвращение Чарли в музыку. «Я хотела создать мир телефонов-раскладушек 2000-х годов, со вспышками камер и лозунгом „live fast, die young”. Хотела, чтобы мои тексты были разговорными, потому что именно такой и является поп-культура на самом деле: это 15-секундный тик-ток, селфи в облаке, сообщение друзьям — Where you at b*tch», — рассказывает XCX британскому GQ.
В новой работе Чарли превращает повторяющиеся, однотипные мотивы в что-то более сложное для восприятия, но при этом ее посыл способна понимать широкая аудитория. В драйвовых «Club classics» и «B2B» (состоящего по большей части из одного припева) Чарли будто наслаждается ночью в одном из очередных клубов. Для съемок музыкального клипа «360» она собирает вместе всех it girls, среди которых Хлои Севиньи, Джулия Фокс, Алекс Консани, Эмма Чемберлен, Габриетт Бектел, Хлоя Черри и Хари Неф, и делает их своими популярными подружками, утверждая тем самым «мы классные, и мы в одном клипе».
В то же время альбом стал неироничным посланием по поводу поколенческих и личных переживаний автора. Тексты песен похожи на содержательные голосовые сообщения, записанные на разные темы: Центральным мотивом композиции «So I» стали переживания по поводу смерти Sophie — близкой подруги и наставницы, чьим творчеством она восхищается и чьим советам благодарна: «Твои звуки, твои слова живут вечно. // Когда я пишу песни, я вспоминаю вещи, которые ты бы посоветовала. // Сделай это быстрее. // Тебе бы понравилась эта песня?»; «И я знаю, ты всегда говорила: // Плакать — это нормально // Поэтому я знаю, что могу плакать, я могу плакать».
Ремикс с Lorde на песню «Girl, so confusing», вышедший отдельным синглом, не планировался вовсе. Австралийская певица сама предложила записать новую версию, на создание которой ушло три дня. В ней девушки рефлексируют на тему постоянных сравнений, с которыми они сталкивались на протяжении 10 лет с начала карьеры и которые вызывали у них немало комплексов: «Люди говорят, мы похожи. // Говорят, что у нас одинаковые волосы. // Мы две стороны одной медали. // Индустрия любит тратиться». Заканчивают свои куплеты исполнительницы фразами «Cause I ride for you, Charli // I think I ride for you too», намекая на финальное взаимопонимание и сближение.
BRAT SEASON
С момента своего выхода на стриминговых площадках альбом активно завирусился в TikTok, в результате чего появилось около 1 миллиона постов с хэштегом #bratsummer. Последним трендом стала хореография на композицию «Apple», под которую снимают тысячи людей со всего мира (в том числе знаменитости).
Такая популярность эстетики «brat» связана с ее аутентичностью. Поколения миллениалов и зумеров избавляют термин от его негативных коннотаций и отвергают идею идеального образа, к которому нужно стремиться, в пользу принятия себя такими, какие есть. Теперь они носят принты, значки и чехлы для мобильников с названием альбома как почетный знак, символизирующий их независимость, индивидуальность и готовность бросить вызов ожиданиям общества.
Поговорим наконец про образ самой Charli XCX, который в некотором роде стал своеобразным переосмыслением стиля Y2K. В качестве главных отличительных черт гостьи постоянных вечеринок стоит выделить ее объемные вьющиеся волосы, черные солнцезащитные очки, которые она носит и днем, и ночью, однотонную майку или топ, который не стесняет движения, короткие шорты или мини-юбку в сочетании с сетчатыми колготками и, конечно, высокие сапоги на шпильке. Гранжевый гардероб певицы по большей части вдохновлен ее творчеством — он таков, каким ощущает мир Чарли.
Поклонники исполнительницы для своих летних нарядов выбирают оттенки зеленого, которые далеко не всегда уместны, а порой слишком экстравагантны, но, тем не менее, выполняют свою главную функцию — демонстрируют приверженность образу «brat». Британский Vogue по этому поводу вполне справедливо вспомнил слова Миуччи Прады: «Безвкусица — это часть нашей истории, часть культуры… Но в индустрии моды к этому относятся с презрением. Иногда мода основывается на фиксированных, узких представлениях о красоте, роскоши и гламуре».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7