BURO. New Era: история Александры Тарасовой, которая выиграла обучение в школе дизайна НИУ ВШЭ в нашем проекте
В 2018 году в рамках масштабного проекта BURO. New Era наше издание разыгрывало гранты на обучение по креативным специальностям в ведущих вузах Москвы. Теперь мы решили поговорить с нашими победителями и узнать, как изменилась их жизнь после обучения. Первой свою историю рассказывает 26-летняя Александра Тарасова, которая год училась под руководством Анзора Канкулова в школе дизайна НИУ ВШЭ.
Меня зовут Александра Тарасова, я из небольшого города Ангарска в Сибири. В 19 я переехала в Москву и с тех пор живу здесь.
Я буквально выросла на семейном производстве верхней одежды. Лет в 14 мама свозила меня на Неделю моды MBFW в Москву и я окончательно поняла, что хочу этим заниматься. Но учиться на дизайнера я так и не пошла. Зато работала ассистентом у всех, у кого только можно в фэшн-индустрии, — у дизайнера, у байера, помогала привозить в Иркутск Дашу Гаузер, Inshade. Когда разыгрывался грант, у меня как раз был переломный момент: я думала, может я вовсе не хочу быть дизайнером одежды и стоит переключиться на что-то другое. На самом деле мне просто не хватало образования.
О ПОБЕДЕ В BURO. NEW ERA И ОБУЧЕНИИ В ВЫШКЕ
Я написала мотивационные письма почти на все предложенные BURO. варианты. Сначала я думала о фотошколе, но поняла, что это курс о цифровой съемке, а мне нравится снимать на пленку, потом подала на Британку и брендинг, но в конечном счете решила: какого черта? Я хочу на дизайн одежды! И выиграла грант на годовое обучение на базовом курсе дизайна одежды в школе дизайна НИУ ВШЭ у Анзора Канкулова. Чувств было слишком много, хотелось рыдать и смеяться, прыгать, бегать и кричать. Раньше я ничего не выигрывала! Дизайн одежды был самым крупным призом, я была уверена, что получить его нереально.
В Вышке я наконец-то стала делать то, что всегда хотела, но никогда не было повода начать. Вряд ли в обычной жизни я нашла бы время на эти бредовые, казалось бы, задачи: покрасить свитшот ржавой арматурой, сконструировать рубашку с огромным горбом, расплавить плащевку паяльником или собрать камуфляж из кусочков кружева. Главное, чему нас учили, — работать с источником, выявлять проблематику, четко формулировать концепцию и интерпретировать ее визуально. Каждый проект превращался в целое исследование с глубоким анализом.
О ЛЮБИМЫХ ПРОЕКТАХ НА КУРСЕ
Своим самым удачным я считаю проект USE IT! по цитате «Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился». Цитаты доставались нам рандомно. Я представила толстовку как старый, ржавый корабль, который продолжает ходить в море, несмотря на свои многочисленные изъяны. Я окрашивала текстиль ржавчиной, всячески «травмировала» его и настрачивала сверху настоящие судоходные карты. Это была первая вещь, которую я сшила.
Самый сложный проект — Pressure, рубашка с огромным горбом, швы которого повторяют настенный барельеф. Источником стали скульптуры на станции метро «Площадь Революции». Почти все статуи на станции сгорбленные и согнутые. По замыслу архитектора, их не должно там быть и они, правда, не вписываются в общую картину с точки зрения композиции. Создается ощущение давления и тесноты.
Работа над проектом «Pressure»
Проект «USE IT!»
Мой незаконченный проект — дипломная коллекция с рабочим названием «Свободный заключенный». Источник — история возникновения моего родного города Ангарска. Город был построен заключенными вместе с вольными людьми. Я изучала тюремную эстетику, быт, моду 1945 года — выстраивала собирательный образ. В итоге я сшивала ватник и пиджак, вышивала татуировки крестиком. Вообще я до сих пор влюблена в этот проект. Возможно, вернусь к нему немного позже.
Каждый из этих проектов можно развивать. Допустим, в ходе исследования «Площади Революции» я обнаружила, что почти у каждой скульптуры есть свое назначение трения: тереть собаку — перед экзаменом, туфлю — перед свиданием, лапоть — перед переездом. Там даже есть к чему приложиться больным зубом, серьезно! Все эти приметы я собирала из форумов, статей, рефератов и сделала путеводитель по суевериям. Просто еще не успела дать этому ход.
Дипломный проект Александры Тарасовой
Дипломный проект Александры Тарасовой
О ТОМ, ЧТО ДАЛО ОБУЧЕНИЕ
Три главные мысли, которые я для себя вынесла из этого курса:
- Нет концепции — нет дизайна.
- Дизайну нужно учиться.
- Гораздо эффективнее начать пробовать, чем долго прикидывать и анализировать.
Закончив курс, я поняла, что должна закрыть гештальт и запустить свой проект. На самом деле на последнем модуле я уже была поглощена темой ручного окрашивания — мне нужно было добиться необходимого оттенка серого для имитации женской лагерной робы, и, наверное, я слишком увлеклась. Дипломную коллекцию я не закончила, но про окрашивание уже знала все.
Проект «USE IT!»
В том, чтобы запускать свой проект, я сомневалась, думала об этической стороне вопроса, о том, какое количество брендов уже есть в нашем мире, а засорять и без того переполненный товарами рынок мне не хотелось. Моей мечтой было сделать несколько действительно качественных вещей для людей, которым они по-настоящему нужны. Так возникла мысль о том, что кастомизация должна быть доступной.
О ЗАПУСКЕ СОБСТВЕННОГО ФЭШН-ПРОЕКТА
Я придумала тай-дай-проект keen drops, где каждый сам выбирает, в какие цвета и в какой технике будет окрашена футболка, и решила запускать крауд-кампанию. Краудфандинг — это вообще отличный способ начать, затестить продукт, оценить спрос и, в моем случае, собрать денег на партию футболок. Конечно, учеба заряжает на работу с чем-то более высоким, сложным и концептуальным, но с чего-то нужно начинать, и делать это хочется осознанно. Поэтому среди тысячи поставщиков дешевых промофутболок, которые придется выкинуть после трех стирок, я долго искала производство, готовое сшить качественные, плотные вещи с вечным oversized fit. Чуть больше месяца назад я запустила проект, и буквально недавно необходимая сумма была собрана. Удивительно, что получилось сделать это в такие сроки. По ощущениям это как выиграть грант.
Тай-дай-проект «keen drops»
Я вышла с курса с чемоданом идей и сильным желанием пробовать больше и дальше учиться — за этот год я поняла, что мне не хватало именно этого. Сейчас я занимаюсь проектом keen drops, начинаю вести инстаграм и выполнять полученные предзаказы. Возможно, keen drops и будет претендовать на звание бренда, но пока это проект, может даже, временный. Конечно, мне хочется вырастить бренд с акцентом на ручные обработки, с осмысленным продуктом, транслирующим какую-то особую эстетику. Независимо от того, что будет со всеми нами дальше, я точно буду заниматься одеждой, а этот год был самым сложным и самым ценным опытом в моей жизни.