Что случилось на "Нике"?
"Это была не критика — просто вопрос человеку, которого я безмерно уважаю"
"И это все о ней"
Ксения Собчак снова оказалась в центре скандала. Вчера на церемонии вручения кинопремии "Ника" ведущая Ксения Собчак спросила у получавшей награду актрисы и общественного деятеля Чулпан Хаматовой, агитировала ли бы она за Владимира Путина, если бы не деятельность ее благотворительного фонда. Вопрос Собчак вызвал неодобрение публики, зал начал свистеть, а народный артист Евгений Миронов встал на защиту коллеги, сказав, что актриса занимается благим делом. Режиссер Юлий Гусман также осудил поступок Ксении — давая комментарий одному из информагентств, он сказал: "Ксения Анатольевна Собчак может задавать самые острые и нелицеприятные вопросы в любое время дня и ночи любому человеку — от президента до дворника. Но, мне кажется, всегда есть правило удачно выбранного места. Какие бы чувства ни двигали Ксенией, место для вопроса она выбрала совершенно неудачно. Церемония "Ники" задумывалась как аполитичная профессиональная премия. Хаматова вместе с Корзун тратит свою жизнь, чтобы помогать детям бескорыстно и отчаянно, и впервые академия решила отметить ее достижения не как талантливой актрисы, а в этом потрясающем и важном деле. И в этот момент задавать подобный вопрос неправильно. Я сказал Ксении, что место и время она выбрала неудачно. На свадьбах глупо говорить о несчастье, а на поминках глупо плясать".
Сама Собчак отказалась от комментариев в воскресенье, но позже написала в своем "ЖЖ" следующее:
1. Я безмерно уважаю деятельность Чулпан Хаматовой. Считаю ее не просто талантливой актрисой, но человеком с большим сердцем. С удовольствием участвую в мероприятиях, деньги от которых поступают в том числе и в ее фонд, горжусь, что своим интервью с Киселевым (см. GQ) о фонде "Федерация" внесла свой маленький, как мне кажется, позитивный вклад в ее судебное разбирательство с этим человеком, за что Чулпан меня лично благодарила.
2. Я никому не хотела портить праздник и момент торжества, поэтому я стояла и аплодировала вместе с залом этим двум замечательным женщинам.
3. Но я также уважаю людей, которые ведут блоги, пишут статьи в "ЖЖ" и ведут, как могут, важную деятельность, направленную на продвижение ценностей свободного общества в нашей стране. Эти люди имеют право на свои мнения, вопросы и позицию по поводу участия Чулпан Хаматовой в президентской предвыборной кампании. Неважно, разделяю я мнения этих людей или нет, я не считаю их "ублюдками и бездельниками", как выразился со сцены Евгений Миронов, которые, сидя на диване, осмелились кого-то критиковать, как бы замахнувшись на святое. Я считаю, что каждый человек, независимо от социального статуса и заслуг, имеет право на свое мнение. И эти блогеры, обсуждавшие, заставили или нет Чулпан сниматься в ролике и должна ли она была это делать, имели право это обсуждать.
4. Именно после этих слов Миронова я решила просто задать вопрос, который волновал и лично меня, и, как мне кажется, многих. "Если бы вы не занимались благотворительной деятельностью, стали бы вы участвовать в предвыборной кампании Путина или воздержались от политической активности?" Это была не критика, не осуждение — просто вопрос человеку, которого я безмерно уважаю.
5. Кто-то скажет: этот вопрос был не к месту.
Но этот вопрос уже не первый месяц висит в воздухе и волнует многих людей. И у меня не было другой возможности, кроме как в качестве ведущей церемонии, которую транслируют на главном федеральном канале, публично расставить точки над i. Более того, я отдавала себе отчет, после этой истории меня, скорее всего, больше никогда не пригласят вести на федеральном ТВ не то что политические программы (об этом и речи быть не может), а даже развлекательные. Но я посчитала, что важнее дать Чулпан возможность ответить на этот непростой вопрос перед большой аудиторией.
6. Реакция на право вопроса меня поразила. Агрессия на сцене, злобные выкрики каких-то личностей из зала — как будто я спросила что-то неприличное. Ответа я, к сожалению, не получила, мне заткнули рот и еще в хамской форме отчитали за вопрос.