CITIUS, ALTIUS, FORTIUS: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ГРЯДУЩЕЙ ОЛИМПИАДЕ В ПАРИЖЕ
О масштабе летних Олимпийских игр в Париже, которые пройдут с 26 июля по 11 августа, пожалуй, слышал каждый. Собрали все самое важное, что нужно знать о главном событии сезона — начиная рекордным количеством проданных билетов, заканчивая генеральным спонсорством LVMH, рекламными кампаниями Skims и Jacquemus.
Уже в эту пятницу, 26 июля, в Париже состоится церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр. Посмотреть трансляцию можно будет и в России на спортивном видеосервисе TeleSport. Бороться за медали поедут 15 отечественных спортсменов — в нейтральном статусе выступят теннисисты Екатерина Александрова, Мирра Андреева, Диана Шнайдер, Елена Веснина, Даниил Медведев, Роман Сафиуллин, Павел Котов, велогонщики Тамара Дронова, Алена Иванченко, Глеб Сырица, пловец Евгений Сомов, каноисты Захар Петров, Алексей Коровашков, Олеся Ромасенко, а также батутистка Анжела Бладцева.
ТРЕТЬИ ИГРЫ В ПАРИЖЕ
Олимпиада 2024 — третья для Парижа, который ровно 100 лет назад принял VII Летние игры, а в 1900-м — вторые. Они были приурочены к Всемирной выставке (за полгода ее посетило более 50 миллионов человек). Состязания проходили в одно время с ярмаркой (в течение 5 месяцев) и мало чем напоминали сегодняшние. Спортсмены играли в так называемых «Международных соревнованиях по физическим упражнениям и спорту». Участников было 997, среди них — 22 женщины (Париж стал первым городом, который допустил к соревнованиям не только мужчин). Особенно выделилась Маргарет Эббот, студентка факультета искусств из Чикаго, которая решила попробовать силы на турнире по гольфу. И не зря: девушка не только выиграла золотую медаль, но и стала первой американской чемпионкой по этому виду спорта среди женщин. Уже состоявшаяся на тот момент британская теннисистка Шарлотта Купер (также вошла в историю как пятикратная победительница Уимблдонского турнира) тоже отправилась на соревнования во Францию. Как в одиночном разряде, так и в парном (с соотечественником Реджинальдом Доэрти) выиграла золото, однако медаль не получила — их начали вручать только на следующих Играх, в 1904 году в Сент-Луисе.
Шарлотта Купер на турнире по теннису, 1900
Маргарет Эббот на турнире по гольфу, 1900
Церемония открытия летних Олимпийских игр в Париже, 1924
Двигаемся дальше. В 1924 году исполнилось 30 лет современному Олимпийскому движению, основателем которого считается Пьер де Кубертен. На своих вторых играх столица встретила значительно больше спортсменов — 3000 (среди которых более 100 женщин), представлявших рекордные 44 страны. В те же Игры в лист состязаний было добавлено женское фехтование. И именно в 1924-м появился официальный слоган Citius, Altius, Fortius («Быстрее, выше, сильнее»).
Французская сборная по футболу, 1924
Американская сборная по спортивной гимнастике, 1924
Женская часть олимпийской сборной Великобритании, 1924
Французский теннисист Рене Лакост, 1924
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2024 В ЦИФРАХ
спортсменов
из 206 делегаций
видА спорта
Из них 4 новых: скейтбординг, скалолазание, серфинг и брейкинг
километров
Длина МАРШРУТА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ, КОТОРАЯ ВПЕРВЫЕ ПРОЙДЕТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТАДИОНА — У СЕНЫ
миллиард евро
Ушло на очистку Сены — вода стала ПРИГОДНОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПЛЫВОВ
деревьев
Будет высажено в Олимпийской и Паралимпийской деревнях Сена-Сен-Дени после окончания игр
комплектов медалей
В их составе — кусок металла, который использовался при строительстве Эйфелевой башни
миллионов евро
Вложил конгломерат LVMH на праваХ спонсорА Олимпиады
Возобновляемая энергия будет использоваться на всех олимпийских и паралимпийских объектах
соревнований
Пройдут за 19 дней ИГР
КАК ПРЕОБРАЖАЕТСЯ ГОРОД
Игры этого года обещают стать самыми зрелищными во всех смыслах. На данный момент уже продано рекордное количество билетов — 8,8 миллиона. Подготовка города тоже в самом разгаре: Эйфелеву башню украсил главный символ — олимпийские кольца (впрочем, случилось это почти месяц назад), а Триумфальную арку — три полумесяца agitos, которые впервые появились в 2003 году в Афинах и стали эмблемой Паралимпийских игр. Преобразились и другие туристические места: площадь Трокадеро (на которой завершится церемония открытия) стала трассой для спортивной ходьбы и велотрека; на мосту Александра III прокатятся велосипедисты, на Марсовом поле пройдут состязания по дзюдо и вольной борьбе, а на площади Согласия — скейтбординг, брейкинг, баскетбол 3x3 и BMX-фристайл.
Большой дворец
Эйфелева башня
Эйфелева башня
Триумфальная арка
Площадь Согласия
Парк Версальского дворца
Парк Версальского дворца
@paris2024
ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ НА СЕНЕ
8 мая трехмачтовый парусник «Белем» доставил в порт Марселя олимпийское пламя. Огонь прошел 450 городов Франции и 14 июля, в День взятия Бастилии, прибыл в Париж. Его пронесли по Елисейским полям, Национальной ассамблее, Собору Парижской Богоматери и Лувру. Всего в эстафете приняло участие 10 тысяч факелоносцев, в их числе и знаменитости — Чин из BTS, художник JR и артистка балета и хореограф Мари-Клод Пьетрагала. При этом имя последней звезды, которая зажжет огонь в саду Тюильри и откроет Олимпиаду, пока держат в тайне.
Чин из BTS
Эстафета олимпийского огня
Церемония открытия Олимпиады впервые в истории пройдет не на огромном стадионе, а на главной водной артерии Парижа — Сене. Сборные стран проплывут 6 километров на баржах мимо 300 000 зрителей, которые соберутся по обе стороны реки. Ожидается, что к онлайн-трансляции присоединятся около 1,5 миллиарда человек. За постановку церемонии отвечает Томас Жолли — художественный руководитель театральной труппы La Piccola Familia и экс-руководитель национального драматического центра Le Quai d'Angers. В интервью Vogue он отметил, что на проектирование мероприятия ушло более 18 месяцев. В команде с Жолли работали хореографы Мод ле Пладек и Александр Экман, известный постановками для Парижской оперы.
Томас Жолли
Александр Экман
Мод ле Плэдекс
@paris2024
«МАСШТАБНЫЙ ПОКАЗ МОД»
На открытии, или «Масштабном показе мод», как метко подчеркнула Ванесса Фридман, более 200 делегаций оденутся в фирменную парадную форму. Ее для сборной страны-хозяйки создавал Berluti — группа LVMH специально предоставила возможность проявить себя не самому большому бренду (в сравнении с Louis Vuitton, Dior, Givenchy). «Berluti — храм индивидуального пошива, а значит, марка способна экипировать кого угодно, хоть пловца, баскетболиста или гимнаста», — обосновал решение Антуан Арно. Разработанные в сотрудничестве с Карин Ройтфельд — экс-редактором французского Vogue — костюмы напоминают образы бортпровоинков авиакомпании Pan Am в исполнении Алена Делона и Катрин Денев, которые сбежали из аэропорта Le Palace. Ключевыми деталями стали лацканы с эффектом деграде в цвет французского флага, а также вышитые золотом пожелания спортсменам, но на изнанке — самое сокровенное увидит только обладатель костюма.
Явным фаворитом критиков и пользователей соцсетей стала форма сборной Монголии. Ее создал популярный на родине бренд из Улан-Батора Michel & Amazonka, который уже собирал национальную команду на Олимпиады 2020 года в Токио и 2022-го в Пекине. На этот раз сестры-дизайнеры Мишель и Амазонка (собственно, их имена и стали названием марки) одели участников в духе национального костюма «дэли» — асимметричного, похожего на кафтан халата с летящими рукавами. Из других айтемов — жилеты с вышитыми древнемонгольскими узорами, белые блузы, плиссированные юбки и брюки. На создание каждого изделия ушло в среднем 20 часов. Продуманы даже аксессуары: сумки-мешочки, пояса-кушаки, серьги, остроконечные бурятские шапки и сапоги-гутал. В форме есть и символы Олимпийских игр — ищите в орнаменте Эйфелеву башню, огонь и кольца.
Кампания Michel & Amazonka
Кампания Berluti
В отличие от дебютантов Berluti, американский Ralph Lauren поддерживает национальную сборную с 2008 года. Для этой Олимпиады марка выбрала блейзеры классического кроя, полосатые рубашки, галстуки и брюки из светлого денима. Кстати, фасад бутика Ralph Lauren на Мэдисон-авеню, как и форма конкурсантов, окрасился в цвета американского флага. На состязаниях по спортивной гимнастике сборная США примерит боди бренда спортивной одежды GK Elite, которые инкрустировали 10 000 кристаллов Swarovski. Еще в 2016 году гимнастка Симона завоевала пять медалей в костюме с 5000 тысячами кристаллов, в 2021-м их число увеличилось до 6400, а в этом — к рекордному количеству добавился и жемчуг. К сборам спортсменов на Олимпиаду подключилась и Ким Кардашьян, которая выпустила специальный дроп Skims for Team USA. В его рекламной кампании снялись пловцы Джессика Лонг и Калеб Дрессел, гимнастка Суниса Ли и другие.
Кампания GK Elite
Кампания Ralph Lauren
Кампания Nike
Кампания Skims for Team USA
В сотрудничестве со спортивной маркой Le Coq Sportif основатель бренда Pigalle Стефан Эшпул на протяжении двух лет разрабатывал форму для французской сборной по легкой атлетике. Всего получилось 560 костюмов в градиенте французского триколора. За экипировку для американской сборной по серфингу отвечала марка Oakley, а за минималистичные костюмы японских спортсменов — Musinsa.
Кампания Le Coq Sportif х Стефан Эшпул
Кампания Musinsa
Кампания Kenzo
Кампания Musinsa
Кампания Oakley
МЕДАЛИ CHAUMET С ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНЕЙ
На правах генерального модного спонсора, которому вся подготовка к Олимпиаде обошлась в 150 миллионов евро, конгломерат LVMH взялся за самое ценное — медали для победителей. Руководитель мастерской ювелирного дома Chaumet Бенуа Веруль и председатель комитета парижской Олимпиады Тони Эстанг разработали дизайн всех трех наград — золотой, серебряной и бронзовой. Каждый из 5084 экземпляров содержит 18 грамм оригинального металла Эйфелевой башни. «Мы пришли в Chaumet с сумасшедшей идеей. Почему бы не добавить в медали немного Эйфелевой башни?» — сказал руководитель отдела дизайна оргкомитета Парижских игр Йоахим Ронсен.
Металл достопримечательности вошел в состав шестиуголника, который украсил лицевую сторону наград. Настоящими предметами ювелирного искусства их делает и техника изготовления: каждая фигура закреплена с помощью шести металлических крапанов, на которых чаще всего фиксируют драгоценные камни. От центра медали исходят «рельефные» лучи, которые символизируют, как отметил дом, сияние Парижа (в эпоху Просвещения столица Франции считалась центром образования, искусства и философской мысли, другими словами, «Городом света») и спортсменов.
ГЛАВНЫЙ МОДНЫЙ СПОНСОР LOUIS VUITTON
Выносить «драгоценности» победителям будут волонтеры в форме, которую полностью продумал Louis Vuitton — это поло, кепка и брюки в духе 1920-х годов. В руках у них брендированные подносы, обшитые внутри черной кожей, а снаружи — фирменным принтом Damier (он впервые появился на изделиях дома в 1888 году). Каждый поднос может вместить от двух до шести медалей, которые до вручения будут бережно храниться в сундуках Medals Trunks. Огромные контейнеры на 62 ящика снаружи обшиты принтом Monogram, а внутри, в унисон подносам, — черной матовой кожей. Наконец, искусство создания багажа Louis Vuitton проявил и при создании специальных кейсов для транспортировки факелов Torches Trunks. Их разработал Матье Леаннер — дизайнер вдохновился течением Сены, а в качестве цвета выбрал теплый оттенок шампанского.
Форма волонтеров Louis Vuitton
Поднос Medals Trunks
Кейс Torches Trunks
Олимпийский факел
Медали Chaumet
Кейс для хранения медалей
На модной составляющей влияние LVMH не закончилось: Berluti совместно с Samsung выпустил специальную модель телефона Galaxy, на котором набил инициалы каждого спортсмена — они воплощены в технике, с помощью которой бренд наносит чернила на кожаные изделия. Смартфон стоимостью 1100 долларов с доступом ко всем приложениям и сервисам, предложили почти 17 000 соревнующихся. Наконец, чтобы упорядочить разнообразие активностей, площадок, развлекательных и спортивных мероприятий Louis Vuitton представил путеводитель по Парижу. Специальное издание City Guide Paris Sport Edition «дает широкий портрет столицы Франции — от вечной классики до новых модных заведений».
ПОДДЕРЖКА ГЛЯНЦА
Заблаговременную подготовку к Олимпиаде начали и издательства глянцевых журналов. Один только Conde Nast посвятил ей не только многочисленные обложки, но и зрелищный Vogue World, который хронологически предварял кутюрную Неделю моды, а по факту показал последние сто лет в истории моды, спорта и Франции. В масштабной ретроспективе на Вандомской площади вместе с Сабриной Карпентер, Карой Делевинь, Кэти Перри, Джиджи Хадид и Кендалл Дженнер, которые отвечали за фэшн, блистали и 188 спортсменов — гимнастов, футболистов, фехтовальщиков и даже официантов: они напомнили о «Гонке официантов», которая впервые прошла в 1914 году в Париже, после была забыта, а в 2024-м вновь возродилась.
Тизер Vogue World
Vogue World, 2024
Теперь о произошедшем в печатных версиях изданий. На обложках японского, американского, итальянского и индийского Vogue появились спринтерша Ша’Карри Ричардсон (несколько месяцев назад Jacquemus выбрал ее лицом коллаборации с Nike), серферша Сино Мацуде, гимнастки София Раффаэли и Милена Бальдассари и боксерша Нихате Зарине. В тематических кадрах снялись модели Селин Гобель (чехословацкий Vogue), Ева Герцигова (испанский Harper’s Bazaar) и Адит Маджок Дэн (португальский Vogue). Минималистичную, но ничуть не уступающую по красоте и содержанию обложку представил, а точнее, нарисовал The New Yorker — с олимпийским огнем и французским флагом.
Vogue Чехословакия, август 2024
Vogue Франция, июнь 2024
Vogue Португалия, июнь 2024
The New Yorker, июль 2024
Vogue США, август 2024
Vogue Италия, август 2024
Vogue Австралия, июль 2024
Harper's Bazaar Испания, июль 2024
Vogue Китай, август 2024
Vogue Япония, июль 2024
«СПОРТИВНЫЕ» АМБАССАДОРЫ
И РЕКЛАМНЫЕ КАМПАНИИ
Последние пару месяцев почти каждая новость о новом дропе, рекламной кампании или модном назначении напоминала об Олимпийских Играх: будь то 15 амбассадоров-спортсменов Dior или вирусные ролики Jacquemus. Представителями модных домов стали японский фигурист Юдзуру Ханю у Gucci, женская сборная Китая по футболу у Prada, французский фехтовальщик Энцо Лефортом у Louis Vuitton. В это время главная бизнесвумен Рианна объявила, что Fenty Beauty сотрудничает с Олимпийскими и Паралимпийскими играми и будет красить 600 волонтеров на церемониях открытия и закрытия.
Коллаборация Jacquemus x Nike
Амбассадор Louis Vuitton фехтовальщик Энзо Лефорт
Амбассадоры Prada женская сборная Китая по футболу
Амбассадор Gucci Юдзуру Ханю
Рекламная кампания Fenty
В придачу к мотивационной рекламной кампании Winning Is Not For Everyone Nike и Jacquemus выпустили уже несколько «спортивных» коллабораций. Не отстал и Lacoste (напоминаем, марка названа в честь теннисиста Жана Рене Лакоста), который показал винтажную унисекс коллекцию, посвященную Играм 1924-го. Наконец, Chanel представил коллекцию высокого ювелирного искусства The Haute Joaillerie Sport, лицом которой стала Кира Найтли, а Omega — официальный хронометрист Олимпиады с 1932 года — подготовил лимитированные версии моделей Seamaster Diver 3000M и Speedmaster Chronoscope. Есть и пока не подтвержденные слухи о том, что на церемонии закрытия XXXIII летних Олимпийских игр в Париже могут выступить Селин Дион, Дуа Липа или Леди Гага.
Рекламная кампания Lacoste
Рекламная кампания Jacquemus
Сабрина Карпентер в рекламной кампании Открытия Олимпиады
Ролик Nike Winning Isn’t for Everyone
Рекламная кампания Chanel The Haute Joaillerie Sport
Ролик Coca Cola It’s Magic When The World’s Come Together