Как панк стал самым феминистским направлением в музыке
В прокат вышел новый фильм о Вивьен Вествуд «Вествуд: Панк, икона, активист»
19 апреля в российский прокат вышел документальный фильм о легендарной Вивьен Вествуд «Вествуд: Панк, икона, активист». В середине 60-х Вествуд бросила мужа ради Малкольма Макларена, будущего менеджера нью-йоркской прото-панк-группы New York Dolls и панков Sex Pistols. Вествуд, будучи вовлеченной в жизнь британской панк-сцены, стала одной из основательниц панк-моды. Идеология панк-движения идеально соответствовала независимому характеру будущей звезды модной индустрии. Buro 24/7 вспоминает, как и почему панк стал самым феминистским музыкальным направлением и позволил сильным и самостоятельным женщинам вроде самой Вествуд проявить себя.
Долгие годы главными действующими лицами в музыке были мужчины. Академические композиторы или рок-музыканты — неважно. Конечно, это не значило, что женщин в музыке не было вообще, но долгое время казалось, что главное предназначение женщины в этой индустрии — быть бэк-вокалистками, групи или поп-певицами, которых, впрочем, тоже будут контролировать мужчины. В 60-е, когда на мировой сцене доминировали The Beatles и The Rolling Stone, на рок-сцене, преимущественно в США, начали появляться группы с полностью женским составом. Среди пионеров были The Pleasure Seekers Сюзи Куатро, The Feminine Complex, The Liverbirds, The Ace of Cups и The Heart Beats. В 1971 году группа Fanny стала первым женским коллективом, добившимся заметных успехов в музыкальных чартах. Тем не менее эти группы в свое время не воспринимались настолько же всерьез, как мужские. Возможно, по этой причине до нас дошло так мало записей этих коллективов.
Пожалуй, первой влиятельной эмансипированной женщиной в музыке и предвестницей волны женского панка можно считать американку Патти Смит. Сначала Смит участвовала в поэтических чтениях с собственными сочинениями, а также помогала писать песни группе с полностью мужским составом Blue Öyster Cult, куда ее рассматривали как потенциальную вокалистку, но так и не взяли. К середине 1970-х Патти Смит уже возглавила собственную рок-группу The Patti Smith Group.
Вспоминая о тех временах, очевидцы часто говорят, что Смит отличалась от всех женщин, тогда выступавших на сцене. Обычно певицы были более милыми и женственными, а Патти Смит со своей андрогинной внешностью и эмоциональными выступлениями выглядела совершенной их противоположностью. На сцене она позволяла себе крепкие выражения и прыгала, как ни одна женщина до нее. Смит даже не меняла тексты песен, если они были написаны от лица мужчины, что для того времени было необычно. Вив Альбертайн из британской группы The Slits вспоминала, как Патти Смит как-то на сцене убрала волосы в хвост, и в некотором роде это тоже было революционно — тогда женщины очень заботились о том, как выглядят, и особенно на сцене. Конечно, панк оказался связан с феминизмом не столько из-за Патти Смит, сколько из-за своей идеологии, но Патти была хорошим примером для будущих девушек-музыкантов.
Панк противопоставлял себя правящей элите и выражал недовольство существующими порядками. Он был для всех, без дискриминации, и восхвалял меньшинства, тех, кого угнетают. Панк делал ставку на свободу самовыражения и противопоставлял себя мейнстриму. Панк-рок стал для молодых людей того времени (и для женщин в том числе) той формой искусства, в которой они могли свободно выражать себя и свое мнение, где креативность ценилась больше конвенциональности, а самодостаточность — больше стандартов. Панк помог добиться известности исполнителям даже со слабыми навыками игры на музыкальных инструментах, но со значимыми идеями и экспрессией, а значит, каждый мог попробовать. Женщины, влившиеся в панк-движение, толкались перед сценой с мужчинами, и никто не делал для них скидок. Они писали свои песни и исполняли их, не пытаясь понравиться миру, но выражая несогласие со своим положением.
Появление панка совпало со второй волной феминизма, и женские панк-группы стали проводником его идей. Например, в песне «Typical Girls» одной из самых успешных женских панк-групп того времени The Slits разбираются стереотипы о женщинах. Она начинается со строк «Не создают, / Не бунтуют, / Обладают интуицией, / Не могут принять решение» и продолжается в том же духе с перечислением других качеств, приписываемых женщинам. Феминистские тексты были и в песнях других женских панк-групп: X-Ray Spex пели, что «некоторые люди считают, что маленькие девочки не должны говорить», а The Raincoats отказывались выходить замуж и отдавать жизнь семье в треке «No One's Little Girl». Кроме женских групп были и участницы групп со смешанным составом, ставшие примером эмансипации. Например, Сьюзи Сью из Siouxsie and the Banshees или Дебби Харри из Blondie. Последнюю часто не воспринимают всерьез, видя в ней секс-символ, но одни только непрокрашенные корни Харри — уже протест против навязанных норм. В 90-е эта линия была продолжена третьей волной феминизма и сопутствовавшим ей движением Riot Grrrl, вместе с которыми пришла и новая волна феминистского панка с группами Bikini Kill и Bratmobile в его авангарде.
Вспоминая биографию бунтарки Вествуд, можно выделить такой момент: сначала она пыталась жить по тем стандартам, которые ей задавало общество, — выйти замуж и родить ребенка. Но в конечном счете она не смогла загнать себя в эти рамки и пошла по пути, нестандартному для того времени, самостоятельно строя собственную карьеру. Многие женщины ее времени чувствовали себя тоже некомфортно, пытаясь вписаться в стандарты, которые им ставило общество. Панк, противопоставивший себя обществу и его стандартам, позволил женщинам набраться смелости и найти возможность выразить себя, как никогда раньше. Героини панк-сцены стали примером того, что можно не вписываться в стандарты и быть независимыми, экспрессивными и говорить, что думаешь.