Стихия, любовь и смерть в искусстве Билла Виолы, которое показывают в Пушкинском музее
Куратор выставки, руководитель направления Пушкинский XXI Ольга Шишко выбрала шесть важных для художника тем, которые рифмуются с сегодняшним днем.
Билл Виола. Квинтет изумленных. 2000
Цветная видеопроекция на экране
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
Виолу называют современным классиком и одинаково хорошо принимают в залах музеев, театров и соборов. Он представлял США на Венецианской биеннале в 1995 году; его персональные выставки проходили в Музее американского искусства Уитни (1997), в Музее Пола Гетти (2003), в Художественном музее Мори в Токио (2006), в Гран-Пале в Париже (2014), Королевской художественной академии в Лондоне (2019).
Идеолог технологии slow motion, мастер игры со временем и путешественник по внешним и внутренним мирам, Билл Виола сегодня — в эпоху, когда мы все были вынуждены замедлиться, — приобретает особенно актуальное звучание. К тому же примечательно, что его искусство, обладающее убедительностью полотен старых мастеров, не требует транспортировки. Эти работы достаточно передать через облако, а значит, они не признают границ, пересечение которых ещё сильнее затруднилось из-за пандемии.
Специально для BURO. куратор выставки, руководитель направления Пушкинский XXI Ольга Шишко выбрала шесть важных для художника тем, которые рифмуются с сегодняшним днем.
Замедление
Билл Виола. Комната Катерины. 2001.
Цветной видеополиптих на пяти плоских панельных экранах. 18’39”.
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
Замедление жизни — то, чему нас научила пандемия. Мы остро прочувствовали изоляцию, на время лишившись личного общения друг с другом, но в то же время получили возможность посмотреть на все под иным углом, остановиться в потоке современной жизни и прислушаться к процессам, которые происходят внутри нас.
Билл Виола посвящает темам замедления и внутреннего мира многие свои работы. Художник работает в технологии slow motion, и это не только способ создания видео, но и отношение к жизни, которое художник проповедует, начиная с 1970-х годов. Замедляя время, он показывает эмоцию человека, которую невозможно увидеть и почувствовать в ускоренной перемотке. Такой взгляд способствует более внимательному отношению к людям, сопереживанию. Меняется само качество отношений — они становятся не поверхностными, а глубокими. Это то, чему нас и учит Виола.
На выставке в Пушкинском музее можно увидеть видеополиптих «Комната Катерины» (2001), отсылающий к жанру жития святых. Пять экранов показывают повседневные повторяющиеся ритуалы одинокой женщины в разное время суток. В последний год, когда полмира оказались заперты в своих домах, оставшись наедине самими собой, эта работа приобрела как никогда актуальное звучание.
СТИХИЯ
Билл Виола. Мэдисон. 2013.
Цветное HD-видео на плоском панельном
экране. Постоянное воспроизведение.
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
Самое страшное для Билла Виолы — не война, это стихия. Природа для него — одновременно и друг и враг. Она становится главной силой, которая испытывает героев его работ, но в то же время дает жизнь. Человек и природа в размышлениях Виолы — единое целое. В своих работах он часто обращается к образам огня и воды неслучайно. Одно из самых сильных детских впечатлений, которое повлияло на него как на художника, связано с водой: в шесть лет будущий художник чуть не утонул в озере. Оказавшись на глубине, он одновременно ощутил невероятную красоту подводного мира и конечность своего существования, осознал, что за поверхностью жизни скрывается нечто большее, нечто настоящее. В тибетском буддизме это состояние выхода души из физического тела и переход в другое состояние называется «бардо».
На выставке в Пушкинском показывают серию «Водные портреты» (2013), которая продолжает тему исследования воды как основы самой жизни. Вода — символ течения времени, вечности, рождения и перерождения, перехода из одного мира в другой. Герои серии находятся в неестественной для человека среде, но в то же время обретают в ней покой.
СМЕРТЬ
Билл Виола. Четыре работы из серии Мученики: Мученик земли, Мученик воздуха, Мученик огня, Мученик воды (все — 2014).
Цветное HD-видео на плоских панельных экранах. 7’10”.
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
В последний год многие близко столкнулись с ней столкнулись. Эта тема, которую мы боимся, но постепенно начинаем обсуждать в том числе и на культурных площадках. Свое понимание и отношение к смерти Билл Виола во многом формирует на основе Египетской книги мертвых. Его работы не про страх конечности жизни, а про перерождение и трансформацию энергии в том понимании, которое было у египтян: она возвращается в космос и растворяется.
О цикличности перерождения Виола говорит в серии работ «Мученики» (2014), созданной на основе масштабной видеоинсталляции «Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)», которая с мая 2014 года представлена в соборе Святого Павла в Лондоне. Герои серии преодолевают свои самые трудные минуты на пути через смерть к свету.
Любовь
Билл Виола. Обращаясь в свет. 2005.
Цветное HD-видео на плоском панельном экране. 8’29”.
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы
Это самое яркое чувство, которое может испытать человек. К теме любви художник общается, работая с средневековым сюжетом о Тристане и Изольде. Здесь появляется тема духовной природы человеческой любви. Не случайно центральная серия выставки — «Тристан» (2005) — представлена в большом пространстве Белого зала, напоминающем своей трехнефной структурой церковь. Видеоработы создавались для постановки оперы Вагнера «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса и затем были перемонтированы в отдельные произведения. Эта серия — кульминация выставки. Любовь здесь доходит до такой удушающей страсти, что ведет героев к смерти. Это история настолько сильного чувства, которое не может существовать исключительно в физических телах любовников, чтобы реализовать его, они должны преступить границы жизни, — говорит Виола.
Границы
Билл Виола. Хождение по краю. 2012.
Цветное HD-видео на плоском панельном экране. 12’33”. Фото:
Кира Перов © Студия Билла Виолы
Пандемия на время отняла у нас возможность путешествовать в том объеме, в котором мы могли ездить раньше. Искусство Билла Виолы помогает преодолеть чувство оторванности от мира. В своих работах художник приоткрывает границы в другие страны, культуры и религии. Он начал летать по миру в то время, когда мало кто мог себе это позволить. Его отец работал в авиакомпании, и путешествия были доступны для семьи. Интерес к человеку привел художника на Соломоновы острова, в Индонезию, Тунис, Фиджи, Японию и северную Индию.
Виола завлекает нас не только образами разных стран, но и исследованием духовных традиций. Путешествия художника не ограничиваются изучением ландшафта, это еще и погружение во внутренний пейзаж. Во время поездок он записывал визуальные образы, традиционную музыку и наблюдал за влиянием религии на искусство и культуру.
Последние 20 лет центральное место в творчестве Виолы, по его словам, занимает пустыня. Здесь он находит место встречи внутреннего и внешнего мира человека. На выставке можно увидеть работы из серии «Мираж» (2012), снятые на сухом озере Эль-Мираж в пустыне Мохаве в Калифорнии.
Технологии
Как говорит сам Билл Виола, технологии — его душа, ведь он взрослел и трансформировался вместе с ними. Виола, как никто из художников, интересовался самим крутыми разработками в съемочном процессе. Он протестировал все возможные модификации оборудования: технологию портапак 1960-х, аудио- и видеосинтезаторы, инфракрасные камеры, военные камеры для ночных съемок в пустыне, телескопические миниатюрные камеры для исследования недоступных зон, устройства для съемки под водой, цифровые камеры и 35-миллиметровую кинопленку. Его творчество развивалось вместе с усовершенствованием медиатехнологий.
Живя в Калифорнии, Билл Виола имеет доступ к голливудским техническим новинкам. Работы серии «Трансфигурации» — «Невинные» (2007), «Возвращение» и «Три женщины» — были сняты с помощью техников студии Джорджа Лукаса. Съемка этих работ велась с двух камер — старой черно-белой камеры слежения и камеры высокой четкости.
Билл Виола. Обращаясь в свет. 2005.
Цветное HD-видео на плоском панельном экране. 8’29”.
Фото: Кира Перов © Студия Билла Виолы