Наследие Мейерхольда, эскапизм и Москва глазами фотохудожников: куда идти и что смотреть в музеях в сентябре
Составили традиционный гид по самым-самым выставкам месяца. Можете пользоваться им как подсказкой, когда захочется построить культурные планы на сентябрьский вечер.
«ОТ УТОПИИ К ТЕАТРУ»
КОГДА
до 19 января
ГДЕ
Москва, Центр «Зотов»
Центр «Зотов» совместно с Бахрушинским музеем 6 сентября открывают выставку, приуроченную к 150-летию одного из главных реформаторов театральной сцены XX века — Всеволода Мейерхольда. Экспозиция представляет из себя два круга — внешний и внутренний. Первый посвящен спектаклям режиссера, поставленным с 1922 по 1924 годы, — «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес». А второй — биомеханике, технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами. Среди экспонатов (их собрали 270) — реконструкции и эскизы костюмов; живопись; графика; фотографии сцен, спектаклей и конструкций; рисунки-чертежи; негативы рукотворных титров и афиши.
«EIGENGRAU»
КОГДА
до 28 сентября
ГДЕ
Москва, галерея ART&BRUT
Персональная выставка Николая Моргунова, озаглавленная Eigengrau, что в переводе с немецкого значит «внутренний серый», стартует 5 сентября. Название не случайно: как признается сам автор, серый цвет — это идеальный инструмент, который из-за своей нейтральности не отвлекает от других элементов картины. Основная тема творчества художника — поиск ритма и синхронности базовых элементов и их воздействия, исследование новых граней и возможностей в, казалось бы, простой структуре повторяющихся линий и элементов. Экспозиция построена таким образом, что на ней можно будет проследить, как одна работа дала начало следующей или, наоборот, как произошло возвращение и переосмысление предыдущей идеи — всего будет представлено свыше 20 произведений в смешанных техниках. Визуальное восприятие арт-объектов усилит музыка, написанная перформером Ярославом Вялых (Linja).
«ПРИРОДА БУДУЩЕГО»
КОГДА
до 17 ноября
ГДЕ
Москва, центр современной культуры «Солодовня»
Художница Ася Заславская представляет новый выставочный проект, посвященный размышлениям об избирательности памяти и травматичности смены контекстов. Основой стал архив малоизвестного советского художника и дизайнера Геннадия Мишенева (1931–2013), вершиной карьеры которого была должность главного художника ВДНХ. Заславская выбрала эмоциональный метод работы с вещами Мишенева, смешав подлинные вещи художника с созданными специально к выставке объектами. Экспозиция разделена на пять условных секций: «Путь», «Система», «Собеседник», «Макет» и «Сад». Каждая из них по-разному выстраивает отношения с прошлым, позволяя ощутить, как меняется наш взгляд на людей и вещи ушедших лет и каким может быть этот взгляд у художника.
«ГОРОД-СКАЗКА»
КОГДА
до 20 октября
ГДЕ
Москва, Московский музей современного искусства
В ММОМА на Гоголевском бульваре с 6 сентября можно будет увидеть работы двух выдающихся современных российских фотографов — Сергея Борисова и Михаила Розанова. Выставка, подготовленная совместно с Фондом Ruarts, демонстрирует два полярных подхода в работе с архитектурой и жизнью Москвы — Михаил Розанов представит работы, которые подчеркивают архитектурную красоту Москвы, а Сергей Борисов, в свою очередь, привносит дух времени, отражая исторические периоды и события города через людей. Вместе они создают многогранный образ столицы, где лирика и архитектура переплетаются, формируя богатую палитру эмоций и смыслов. Как информационный партнер выставки, BURO. расскажет о проекте подробнее, следите за обновлениями.
«ОХРА»
КОГДА
до 16 октября
ГДЕ
Москва, галерея pop/off/art
Новый выставочный сезон в галерее pop/off/art начинается 11 сентября: его откроет проект «Охра» творческого дуэта Вики Бегальской и Александра Вилкина — одних из ведущих авторов современной российской арт-сцены. В экспозиции увидим темперную живопись на холсте. Продолжая линию предыдущих проектов, художники вновь обращаются к индивидуальной мифологии и создают поэтический мир с характерными для своих произведений образами и героями: обезьянами, гиенами, собаками, скелетами. Картины соединяют в себе живописные и графические приемы, где холст выступает не просто основой для создания пространства, а полем действия, активным элементом изображения. Одна из постоянных черт произведений проекта — пребывание героев в постоянном движении, в пути, в скитании. «Охра — это то, что под ногами», — говорят художники, имея в виду широкое распространение данных оттенков в мире, особенно в пустыне. Последняя в мировой культуре часто становилась территорией для создания новой общности и побега от текущей системы.
«ГОРОД N И ЕГО ОБИТАТЕЛИ. ФОТОГРАФИЯ 19 — НАЧАЛА 20 ВЕКОВ»
КОГДА
до 10 ноября
ГДЕ
Москва, Центр визуальной культуры Béton
Более 100 фотографий русской провинции ХIX–ХХ веков — от дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х — покажут в ЦВК Béton. На снимках — виды российских городов, портреты людей и жанровые сцены. Привязки к местности нет умышленно. География условна, портреты горожан обезличены. Такой подход позволяет создать собирательный образ русской провинции и людей, которые в ней проживали. Этот художественный проект приглашает зрителя стать беспристрастным наблюдателем, погрузиться в не столичную жизнь того времени, сложить из разных деталей повседневности, запечатленных на фотографиях, пеструю мозаику непарадной России.
«БЕЛЯЕВО — ИЗМАЙЛОВО. НОНКОНФОРМИЗМ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Q-ART»
КОГДА
до 22 ноября
ГДЕ
Москва, галерея Q-ART Gallery
Выставка, посвященная 50-летию Бульдозерной выставки, расскажет о знаковых событиях художественного андеграунда 1974 года. Экспозиция объединит работы представителей ранней волны нонконформизма 1960-х годов — участников Бульдозерной, а затем Измайловской и других выставок нонконформизма. Всего увидим более сорока произведений, многие из которых будут представлены впервые. По аналогии с историческими названиями — «Первый осенний просмотр картин» (более известный как Бульдозерная выставка) и «Второй осенний просмотр картин» — проект разбит на две части и иллюстрирует две важные для андеграунда 70-х годов локации — Беляево и Измайлово. Первая серия стартует уже 19 сентября — в большей степени она сосредоточится вокруг художников круга Лианозовской группы, а именно — Лидии Мастерковой, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Сергея Бордачева, Юрия Жарких и Риммы Заневской.
«САД ВПЕЧАТЛЕНИЙ»
КОГДА
до 30 сентября
ГДЕ
Москва, Музей Парка Горького
Выставка фотохудожницы Дианы Гуледани, реализованная галереей Surface Lab Art, посвящена эмоциональному восприятию человеком природы через искусство. В диптихах экспозиции объединились цветы ЦПКиО им. Горького, запечатленные непосредственно в парке, и героини проекта — ими стали балерины Большого театра Ана Туразавшвили и Мария Виноградова. Фотографии Дианы Гуледани — это не идеальное воплощение цветка через выверенную до каждой детали позу балерины, а впечатление и эмоция, выхваченные из ускользающего мгновения действительности. Героини проекта передают живой дух розы, пиона, ириса или канны, пойманный фотографом в изменчивой реальности. В результате зрители приглашаются в сад впечатлений, где синтез искусств рождает более глубокое и чувственное восприятие природы.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7