"Советский неореализм": искусство 50-60-х в Манеже
Живопись и графика периода "отттепели"
"Советский неореализм" — так называется новая экспозиция, которая вчера открылась в выставочном зале Новый Манеж. Казалось бы, чем может привлечь выставка, в наименовании которой содержится слово "советский", невольно вызывающее у многих людей циничную усмешку и непременно ассоциирующееся с режимом, запретами и "серостью"? Однако стоит отбросить все предубеждения, ведь экспозиция, по словам кураторов, посвящена одному из самых романтичных периодов нашей страны XX века, так называемому периоду оттепели.
Сергей Шмаков. "Проект планировки и застройки городка Госуниверситета", 1962. Бумага, тушь, цв. кар., акварель
Новый Манеж и Российская академия художеств представляют теперь уже московскую премьеру выставки "Советский неореализм", совсем недавно прошедшую с большим успехом в Санкт-Петербурге. Экспозиция охватывает более 150 дипломных и ученических работ студентов петербургской академической художественной школы, созданных в период с 1953 по 1968 год, в то время, когда пал "железный занавес", когда в стране в целом начали происходить удивительные изменения. Эти перемены пробудили в каждом советском человеке желание новой жизни, жизни на европейско-американский манер, кажущейся такой притягательной и "сладкой". В русском искусстве того периода наблюдалась тяга к яркости, открытому цвету, четкой форме и декоративному орнаменту.
Олег Савельев. "Проект городка студобщежитий в Северном районе Ленинграда", 1966. Бумага, тушь
"Мы, возможно, еще не осознавали себя частью Европы, но уже чувствовали дух свободного творчества", — отмечает автор проекта Семен Михайловский. Тем не менее петербургская художественная школа отличалась особой замкнутостью и патриархальностью взглядов и провозглашала традиционализм единственно возможным методом фундаментального художественного образования.
Олег Гадалов. "Геологи", 1963. Холст, масло
Именно на основе этой конфронтации академических традиций с неореалистической "новой волной" была построена выставка. Глядя на студенческие работы, созданные в те годы, остро ощущается время и та огромная притягательная сила, которой обладает смешение советской культуры с западной, ставшее уникальным феноменом искусства в России. И каждый посетитель Нового манежа сможет ознакомиться с этим удивительным культурным феноменом с 20 декабря до 27 января 2013 года.
Баир Гомбожав. "Двойная постановка", 1967. Холст, масло
Текст: Гаяна Демурина