Что делает современное искусство современным? Медиахудожник и победитель Audi Born-Digital Award Павел Сельдемиров — о новых арт-технологиях и вечных арт-ценностях
Сентябрь-2020 стал месяцем активности в московском мире искусства. В «Гараже» стартовала 2-я Триеннале российского современного искусства, Музей Москвы стал площадкой для самовыражения молодых художников в рамках проекта blazar, а в Гостином Дворе традиционно прошла Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.
В рамках параллельной программы Cosmoscow в Audi City Moscow нельзя было не заметить инсталляцию The Becoming, созданную медиахудожником Павлом Сельдемировым. Этот VR-проект воссоздает пространство поэтически трактуемого леса. Среди виртуальных деревьев появляются артефакты культуры и следы 2020 года, который уже успел стать важной вехой для всего человечества. Инсталляция задумана Сельдемировым как механизм, вовлекающий зрителя в переход границы между реальным и виртуальным мирами, отсылая к ритуальным практикам, в которых участник действия пересекает некую черту и в результате оказывается неспособен вернуться обратно.
The Becoming отметили не только арт-критики и зрители, но и Audi, который с 2018 года выступает партнером Cosmoscow: среди участников конкурса Audi Born-Digital Award — Егора Крафта, Анны Толкачевой и Андрея Носова, Александры Аникиной и арт-группы «Куда бегут собаки» — жюри выбрало именно Павла Сельдемирова. BURO. решило выяснить у победителя, каким был его путь, как в России относятся к медиаискусству, а также где сегодня учат современному искусству, да и вообще что делает современное искусство современным.
Где учиться на медиа
художника
Я не обучался искусству в вузе, это был самостоятельный процесс. Москва в этом плане благодатный город, который предлагает множество курсов. Я прошел двухгодичный курс Александра Клавдиановича Якимовича (российский искусствовед, специалист по современному искусству. — Прим. BURO.) в Российской академии художеств, курсы по искусству XX века и семиотическому подходу к его изучению в Третьяковке и годичный курс «Философия искусства» Андрея Великанова в Еврейском музее и центре толерантности (потом он переехал в «Гараж», а сейчас проходит в ВШЭ) — пожалуй, он на меня особенно сильно повлиял, и главным образом именно он убедил меня бросить фотографию, которой я на тот момент зарабатывал, снимая архитектуру и интерьеры, и углубиться в искусство.
Меня захватили философские концепты, и хотелось найти материал, с помощью которого я смог бы работать с ними. Так я пришел в Школу Родченко. Альтернатив ей в России, в общем-то, нет: медиаискусству нигде больше не обучают. У школы изначально был стейтмент, что она продолжает линию Александра Родченко и занимается поиском новых художественных кодов, и я подумал: это же путь в неизвестное, изобретательство, открытие Terra Incognita! В школе работает множество преподавателей, у каждого свое видение, каждый гнет свою линию, неподготовленным студентам непонятно, кого слушать. Мне же в таких условиях очень комфортно, я со всеми дискутировал, спорил, и из этих бесед рождались новые смыслы и идеи. Если курс Великанова научил меня мыслить искусством, то Школа Родченко помогла моим идеям обрести форму.
Я понял, как работают современные арт-институции, как происходит культурный обмен, как функционирует экономика в сфере искусства — спасибо преподавателям, которые в Школе Родченко все являются практикующими художниками и игроками арт-индустрии. В процессе учебы ты знакомишься с кураторами, они приходят на просмотры студенческих работ. На 3-м курсе, когда надо было защищать диплом, я взял академ, потому что у меня затянулась работа над финальным проектом, — благо в Школе Родченко такое поощряют: если у тебя нет ничего, что ты сам считаешь годным, не делай — сделай и покажи тогда, когда у тебя это появится.
Инсталляция Павла Сельдемирова
«The Becoming»
Как относятся к медиаискусству в России
После выпуска с багажом знаний, опытом, знакомствами и пониманием того, что именно и как я хочу сказать в искусстве, я окунулся в работу. Меня периодически зовут на выставки, иногда я получаю предложения поработать над рекламой, даю свои произведения в аренду для разных проектов. Увы, в России практика коллекционирования медиаискусства еще толком не сложилась: пока коллекционеры делают выбор в пользу конвенциональных арт-форм.
Есть коллекционеры, которые через искусство выражают себя, есть люди, которые украшают искусством дом, есть те, кто таким образом «паркует» деньги, а другие посредством вложения в искусство отмывают деньги. В любом случае, когда классические коллекционеры смотрят на медиаискусство, они видят кучу нерешенных проблем. Глядя же на картину, они видят уже накатанную дорогу.
О AUDI BORN-DIGITAL AWARD
Поддержка культурных мероприятий является неотъемлемой частью стратегии развития Audi. На протяжении более 50 лет Audi выступает партнером и организатором значимых культурных событий в области изобразительного искусства, музыки, кино и театра. Сегодня культурная программа Audi ArtExperience включает в себя не только собственные мероприятия, такие как Летние концерты Audi или Академия хорового искусства Audi, но и поддержку культурных событий мирового уровня, таких как фестиваль в Зальцбурге, Берлинский кинофестиваль и Миланская неделя дизайна.
Конкурс Audi Born-Digital Award — прогрессивный ответ на стремительно меняющийся сегодня контекст. Ключевой темой проекта стала «Пограничность». В рамках конкурса талантливые российские медиахудожники получили уникальную возможность представить свое видение современного искусства, а также исследовать границы digital art в контексте глобальной трансформации большинства областей культуры.
Стенд Audi на Cosmoscow
Что делает современное искусство современным
Современное искусство становится современным, когда оно обсуждает проблемы современности. Искусство остается в истории культуры тогда, когда оно отражает процессы, которые происходят в культуре здесь и сейчас. Если же нет, то чаще всего о нем забывают, потому что его сложно верифицировать. Вот, например, медиахудожник Рефик Анадол, на первый взгляд, не поднимает в своем data painting проблемы нашего времени, но, копнув глубже, понимаешь, что он появился на арт-арене на пике нашей одержимости big data, когда мы начали осознавать себя как сложно дифференцированную систему, которая, с одной стороны, хаос, но с другой — тотальная структурность, социальное роение. И когда люди будут рассказывать про культуру начала XXI века, им легко будет иллюстрировать этот период таким искусством.
С другой стороны, многие художники работают с острыми темами — насилия, экологии и так далее, но выбирают такую сложную форму, что оценить это искусство могут только друзья, кураторы и пара арт-любителей. Они рассказывают в своем информационном пузыре истории, которые уже были рассказаны. Так происходит, потому что художник не хочет идти против своих высоких амбиций, боится выглядеть попсово. И получается, что проблема, о которой говорит произведение, не получает никакой актуализации, а искусство не решает своей задачи. Если вы хотите заставить искусство работать — не на вас, а на благо человечества, — нужно стремиться к ясности восприятия, с помощью формы помочь широкой аудитории понять содержание.
Инсталляция Павла Сельдемирова
«The Becoming»
Как донести свое искусство до большой аудитории
Сложно сказать, что, кто и как определяет успех того или иного художника. Художник может создавать произведения, которые будут понятны только тем, кто учился в арт-школах, на основе теории, каких-то графиков или анализа данных. Мне же всегда хотелось, чтобы искусство было доступным. Возьмем то, что делает Олафур Элиассон: некоторые его работы — это чистая феноменология, он оперирует тем, как устроено наше восприятие, и тем, насколько оно относительно.
Но в тоже время люди любят его инсталляции, как любят аттракционы, и это абсолютно нормальный дуализм в искусстве. Здесь есть и высокая аттрактивность, и понятность, когда форма становится проводником в содержание. Что касается меня, то мне хотелось увеличить охват, хотелось, чтобы у моих произведений была бóльшая аудитория, чем обычно бывает у выпускников арт-школ, которые показывают искусство в основном друг другу и кураторам, я хотел, чтобы мои произведения можно было прочесть с разных сторон.
Инсталляция Павла Сельдемирова
«The Becoming»
Чем могут помочь художнику
арт-ярмарки
Такие инициативы, как Cosmoscow, очень полезны для рейтинга цитируемости художника, что является важной частью нашей арт-жизни. Чем выше цитируемость, тем выше шанс, что тебя пригласят поучаствовать в выставке, и тем выше цены на твои произведения.
Как я попал на Cosmoscow? Так же, как и все остальные художники. Существуют различные фонды, например, Cosmoscow Foundation, Cultural Creative Agency, VAC Foundation, GARAGE, предоставляющие гранты и проводящие open call, на которые можно подать заявку. Моя заявка выиграла. Почему? Наверное, это какое-то чудо. Как можно было обойти «Куда бегут собаки?» и Егора Крафта, я не представляю (смеется).
Что из себя представляет проект The Becoming
Идея возникла, когда я писал конкурсную заявку, то есть это не было что-то заранее заготовленное. Была задана тема — «Пограничность». Понятно, что под пограничностью подразумевался именно 2020 год, но я решил расширить этот момент и посмотрел на тему с точки зрения переходного состояния, состояния, в которое ты попадаешь, пересекая границы, состояния замирания в моменте. В философском контексте аффект — это не чувство, а продолжительность, в рамках которой ты отделяешься от точки А1 и перемещаешься в точку А2, и ты уже не равен самому себе, в процессе этой длительности ты меняешься. Мне всегда были близки идеи философии аффекта, философии становления, озвученные еще Жилем Делезом в его прочтении Спинозы. В этих рамках я осмысливал пограничность и 2020 год. Магический круг — первая граница, которую ты пересекаешь. Потом ты оказываешься в окружении реальных растений, надеваешь шлем и переходишь еще одну границу, попадая в виртуальный лес — некое коллективное бессознательное. Мы все были изолированы и отделены друг от друга, но на самом деле изоляции не было. Нас объединяло одно информационное поле, и оно никогда не было настолько общим. На нашем веку еще не случалось событий планетарного масштаба. Я решил собрать воедино элементы, которые будут триггером для людей и погрузят их в общие для всех переживания.
The Becoming существует в онлайне, и люди из любой точки земли имеют к ней доступ. Загружается энвайронмент, пространство проекта — общее для всех, и люди там встречаются, могут путешествовать по этой VR-территории с друзьями, а где кто из них находится, абсолютно неважно — хоть в России, хоть в Японии.
SUV Audi e-tron и Audi SQ8
Audi Россия третий год подряд выступает официальным автомобильным партнером Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая прошла в Гостином Дворе с 10 по 13 сентября. В рамках выставки состоялись сразу две яркие премьеры: посетители смогли увидеть прогрессивный электрический SUV Audi e-tron и спортивный кроссовер Audi SQ8. Модели были представлены на инновационном стенде с интерактивной диджитал-инсталляцией, позволяющей гостям создавать уникальные визуальные композиции посредством движений и танцев в пространстве площадки.
Audi e-tron ‒ первый полностью электрический SUV от марки с четырьмя кольцами. Полноразмерный кроссовер сочетает в себе спортивный характер и повседневную практичность. Благодаря широким возможностям зарядки автомобиля как дома, так и в поездке, клиенты смогут наслаждаться свободой передвижения на электрической тяге без компромиссов.
Стенд Audi на Cosmoscow
Стенд Audi на Cosmoscow