«Великая пустота»: что смотреть на выставке в фонде Ruarts
Фонд Ruarts продолжает экзистенциальное исследование на тему пустоты глазами женщин-художниц. Что есть пустота: отсутствие всего сейчас или возможность в будущем? BURO. в очередной раз заглянуло на выставку и предлагает отправиться на поиски смыслов настоящего вместе. Изучать экспозицию советуем самостоятельно — чтобы трактовка увиденного получилась максимально личной и развернутой. А пока рассказываем подробнее о пяти работах-фаворитах редакции и их авторах.
НА ВЫСТАВКЕ ВЫБОР BURO. ОТМЕЧЕН СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗНАЧКОМ.
«РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ»
ИРИНА НАХОВА
МОСКВА
Нахова — одна из ключевых фигур московского концептуализма, сформировавшегося в 1970-х годах. Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций. Проект «Без названия», реконструированный в пространстве выставки, соединяет в себе ее основные линии повествования и болевые точки. Художница соединяет сохранившиеся семейные архивы с историей страны за последнее столетие. Работа звучит как манифест личного стоицизма в борьбе за память и сохранение истории, за лица людей, которые часто намеренно стираются в исторической деменции.
Объект «Руководящий состав» — часть проекта «Без названия» (вместе с принтом на холсте «Фигуристки» и видео «Без названия»), с которым в 2013 году Нахова взяла премию Кандинского в номинации «Проект года».
СЕРИЯ ПОРТРЕТОВ «КЛОТО»
ТАТЬЯНА АХМЕТГАЛИЕВА
КЕМЕРОВО
Художница работает сразу в нескольких направлениях: графика, живопись, видео и инсталляции. Узнаваемый почерк Ахметгалиевой — масштабные текстильные инсталляции.
В шести женских портретах из десяти серии проекта «Клото» художница соединяет античный образ одноименной богини судьбы, прядущей нить жизни, и реальных работниц Свердловского камвольного комбината. Здесь работы были созданы и впервые показаны в 2010 году на 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Лица работниц, робко проявляющиеся на полупрозрачной ткани, создают новую мифологию женского труда и борьбы за признание его значимости. Техника самой работы трудоемкая и времязатратная, вторит судьбе героинь. «Заземляют» портреты катушки заводского производства, будто символизирующие, сколько труда еще предстоит вложить в будущем, чтобы сделать женщин по-настоящему заметными, сохранить их индивидуальные черты, а также напоминают, что любой процесс обратим и может пойти вспять.
СЕРИЯ РАБОТ «HOME»
АННА ЛАПШИНОВА
МОСКВА
Две работы из серии «Home» выполнены в авторской технике, соединяющей графику, живопись и лайтбоксы. Мягкий свет последних, подсвечивающий холсты изнутри, передает зрителю эфемерное ощущение спокойствия от созерцания солнечных лучей, пробивающихся сквозь тонкую материю оконных занавесок. В этом проекте Лапшинова стремится воссоздать то чувство безопасности и защищенности, какое можно испытать только дома. Интимность и минимализм привносят особую ценность каждой детали произведения. Пустота на холсте играет не меньшую роль, чем заполненные части.
«Дом — это то место, где мы можем быть искренними, честными и не бояться говорить то, что думаем. Очень хочется верить, что люди снова обретут потерянные дома, чувства покоя, безопасности и мирную жизнь».
«ПЕНСИОНЕРЫ, НЕ СДАВАЙТЕСЬ!»
ФАБРИКА НАЙДЕННЫХ ОДЕЖД (ФНО), ГЛЮКЛЯ (НАТАЛЬЯ ПЕРШИНА-ЯКИМАНСКАЯ) И ЦАПЛЯ (ОЛЬГА ЕГОРОВА)
МОСКВА
Куратор «Великой пустоты» Анна Журба построила определенную логику просмотра выставки — сверху вниз. Социально заряженная, трогательная работа «Пенсионеры, не сдавайтесь!» расположена на этаже, где важно говорить громогласно, манифестировать собственное присутствие в обществе и мире. И это характерная черта этики ФНО: не делить людей на своих и чужих, чистых и нечистых, «маленьких» и значимых.
ВИДЕО «Я ЗДЕСЬ»
ЛИЗА БОБКОВА
ОСТРОВ
В этой видеодокументации перформанса действие разворачивается в безлюдной пустоте абстрактной зимы — как в бессознательной реальности. Голос Лизы заполняет пространство сначала робко, затем на пределе крика, обретая полноту собственного «Я». Она обращается то ли к себе, то ли к любому, кто способен услышать. «Я здесь, я здесь!» Перформанс про травмирующую неспособность развития диалога в современном мире.
ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ДО 4 ИЮНЯ 2023 ГОДА
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7