Поиск

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня

Текст: Софа Филимонова

T

В Санкт-Петербурге начала работу новая лаборатория исследовательских резиденций для иностранных художников Hovard Art. Первыми приглашенными участниками стали Фабиола Киминаццо из Бразилии и Моза Альматруши из ОАЭ, а основной темой исследования — мед и пасеки. Увидеть результаты творческого поиска можно в отеле Hovard Club, а пока рассказываем, почему иностранные художники выбирают российские арт-резиденции даже в нынешних обстоятельствах.

О РЕЗИДЕНЦИИ

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 1)

Резиденция Hovard Art — новая инициатива фонда культурных проектов Hovard Art Foundation от Дмитрия Лебедева, владельца петербургского отеля Hovard Club. Научно-исследовательская резиденция направлена на изучение современной национальной идентичности, создание пространства для диалога культур, популяризацию и поддержку искусства, а также облегчение доступа к произведениям современных художников и интеграцию искусства в повседневность. В рамках проекта художники стран Глобального Юга, Западной Азии и Северной Африки смогут не только реализовать свой творческий потенциал, но и познакомиться с российской культурной средой и идентичностью. Сейчас в резиденцию можно попасть по личному приглашению фонда.

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 2)

Фабиола Киминаццо, Бразилия

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 3)

Выпускница факультета изобразительных искусств Университетского центра Армандо Алвареса Пентеадо (Сан-Паулу, Бразилия), магистр изящных искусств и научный сотрудник Нью-Йоркского университета в Абу-Даби (ОАЭ). Ее работы можно увидеть в коллекции Музея современного искусства в Сорокабе (Бразилия).

Произведения Фабиолы показывали в Музее современного искусства в Сорокабе, в 421 Arts Campus (Абу-Даби), в Лувре Абу-Даби, в Университете Кампинаса.


Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 4)

Фабиола Киминаццо

Междисциплинарная художница в проектах работает с фотографией, рисунком, живописью, объектами и инсталляциями. На основе визуальных материалов (семейные фотографии, музейные каталоги, репродукции старых мастеров, печатная продукция) она создает новые образы, позволяющие переосмыслить прошлое, исследовать память и границы реинтерпретации истории. С 2017 года в ее творчестве в качестве материала появляется пчелиный воск — отсылка к основателю антропософии Рудольфу Штайнеру: «Тот, кто смотрит на улей, должен прийти в почти возвышенное настроение и сказать себе: „На окольном пути, ведущем через улей, все мироздание, весь космос проникает в человека и создает деятельных, незаурядных людей“». Изначально интересуясь философией, физической репрезентацией и формой предметов, Фабиола пришла к изучению социальной организации пчел, пчеловодству, а также вернулась к эзотерическому осмыслению значения пчел для человечества и природы. Так и замкнулся круг.

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 5)

В России, посетив семейную пасеку, а также пообщавшись с местными специалистами по пчеловодству, художница не только получила материал для будущих скульптур в виде сотовых пластин, но и рассказала, как работает медовая индустрия на Западе, где происходит большинство ее художественно-исследовательских экспериментов.

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 6)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 7)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 8)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 9)

Выставка Фабиолы Киминаццо «Музей встреч и столкновений», 2024

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 10)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 11)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 12)
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 13)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 14)

Фабиола Киминаццо, «Все структуры нестабильны», 2023 

Фабиола Киминаццо, «Уцелевшие формы», 2024

Моза Альматруши, ОАЭ

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 15)

Выпускница Школы изящных искусств Феликса Слейда Университетского колледжа Лондона, стипендиат образовательной программы для молодых художников The Salama bint Hamdan Al Nahyan Emerging Artists Fellowship (Абу-Даби).

Работы Мозы Альматруши экспортировали в Музей Виктории и Альберта (Лондон) и на II Лахорскую биеннале (Пакистан, 2020). Кроме того, Лондонский институт современного искусства и BBC Arts отобрали произведения художницы для New Creatives, специализирующегося на аудио- и видеопроектах молодых художников.


Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 16)

Моза Альматруши

Концептуальная художница, писательница и в прошлом шеф-кондитер авиакомпании Emirates создает инсталляции, перформансы и видео, в которых исследует культурную идентичность и ее трансформацию под влиянием глобализации и геополитики, часто обращаясь к детским песням, религиозным текстам, а еще к национальным блюдам и традициям приготовления пищи. В ее объектах мед играет скорее роль скрепы: так, в «Путешествии в Сальсабиль» (2019) он стал символом сладких надежд, которые испытывает человек в трудные времена. В художественной практике Моза обращается к символическому значению меда, исследует роль пчел в регулировании климата, сельском и лесном хозяйстве. Мозу также интересует влияние человека на жизнь пчел. За время, проведенное в России, художница не только успела изучить работу местных пасек и узнать о различиях (к примеру, в России пчелы впадают в спячку зимой, в то время как в Дубае — летом), но и сравнила десерты (еще одна специализация Мозы) и роль меда в их приготовлении в разных климатических условиях. «Еда, в особенности ее ингредиенты, стали для меня инструментами для рассказа собственных историй. Мед с его сложным процессом создания, а также многоступенчатой иерархией внутри самого улья стал для меня идеальным объектом, чтобы с помощью него провести параллели и рассказать историю человека и человечества в собственной интерпретации», — поделилась Моза.


Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 17)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 18)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 19)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 20)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 21)
Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 22)

Кадр из фильма Мозы Альматруши «Хлеб насущный», 2019

Пчеловод на пасеке в ОАЭ, 2024 

В рамках двухдневной резиденции, 9 и 10 ноября, в России художницы посетили семейную пасеку Иноземцевых в Ленинградской области, посмотрели и узнали про устройства ульев в российских географических широтах, а также проследили путь меда от пчелы до конечного продукта. Помимо изучения прикладных моментов и технических особенностей производства и использования меда в кулинарии и искусстве, обсудили проблему повсеместного вымирания популяции, что также нашло отражение в экологической повестке. Кроме подробной экскурсии на пасеки в рамках резидентской программы, художницы также посетили Эрмитаж и Мариинский театр, чтобы лучше познакомиться с российской культурной ДНК. Программа исследовательских резиденций создана также для того, чтобы познакомить российских деятелей культуры и широкую общественность с зарубежными художниками, кураторами и институциями, предоставить площадку для интеграции и коммуникации и заложить основу для будущего сотрудничества.

Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня (фото 23)
false
767
1300
false
false
true
{"width":980,"column_width":125,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}