Поиск

Ярмарка современного искусства Viennacontemporary — 2017: итоги и тенденции

Ярмарка современного искусства Viennacontemporary — 2017: итоги и тенденции

Эксперт аукционного дома Phillips — о прошедшей ярмарке

Текст: Полина Козлова

Фото: viennacontemporarymag.com

На прошлой неделе в Вене прошла ярмарка Viennacontemporary, на которой в австрийской столице собралось более ста галерей со всего мира, в том числе и из России. О значении венской ярмарки в контексте рынка современного искусства и художниках, привезенных русскими галереями, мы поговорили с экспертом аукционного дома Phillips Александром Бланарем.

О сходствах с ярмарками Art Basel и Frieze

Ярмарка Frieze проходит с 2003 года, Art Basel — с 1970-х, а Viennacontemporary — всего в шестой раз. Поэтому сложно сравнивать. Могу сказать, что встречаю довольно много знакомых лиц — галеристов, коллекционеров и журналистов, которые ездят на те же Art Basel или Frieze. У Viennacontemporary есть свой уникальный подход — акцент на искусство Восточной Европы. В этом году мы сфокусировались на Венгрии. Это дает возможность открыть для себя новых художников и новые галереи. Для меня ими стали Kalman Szijarto и галерея acb, в рамках которой работает acb Researchlab, где исследуют неоавангард Венгрии. 

Ярмарка современного искусства Viennacontemporary — 2017: итоги и тенденции (фото 1)

О параллелях между Viennacontemporary и Cosmoscow

Это две молодые, быстро развивающиеся ярмарки, к которым сейчас есть интерес у международной публики. Надо обязательно следить за тем, как они будут развиваться. Некоторое время и Cosmoscow, и Viennacontemporary определялись с площадками, но теперь закрепили за собой «Гостиный двор» и Marx Halle соответственно. Обе ярмарки помогают российскому и восточноевропейскому искусству найти своего зрителя. У обеих есть свои отличительные черты. У Cosmoscow — благотворительный фонд и аукцион Off white совместно с аукционным домом Phillips, у Viennacontemporary появился свой Cult Tech хакатон. Главные различия заключаются в том, что одна ярмарка проводится в самом сердце Европы, а вторая — в России. Поэтому в каком-то отношении Viennacontemporary легче работать с международными коллекционерами и галереями, нежели Cosmoscow.

О новых галереях из Восточной Европы

Как говорит арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфандт, организаторы стараются сохранить баланс и приглашать на ярмарки 30% галерей из Австрии, 30% из Восточной Европы и 30% из остального мира. Благодаря этому ярмарку постоянно поддерживает галерея Thaddaeus Ropac. Мне нравится венская галерея Ernst Hilger, в прошлом году мне очень понравилась художница Ассунта A.A.M., представленная на их стенде. В этом году она познакомила меня с молодым австрийским художником Патриком Шерером. Галерея из Цюриха Clemens Gunzer представляла молодого венского художника Петера Йеллича. Помимо австрийских участников мне запомнилась новая для меня галерея из Копенгагена Mikael Andersen.

Ассунта A.A.M. We all wanna party when the funeral ends, 2015

О Дмитрии Аксенове и популяризации российского искусства в Европе

70% акций Viennacontemporary принадлежит меценату Дмитрию Аксенову. Помимо ярмарки он основал Российский клуб друзей Зальцбургского фестиваля, при поддержке которого в Зальцбурге было организовано выступление Теодора Курентзиса и оркестра из Перми. Не могу сказать, почему Аксенов выбрал именно Австрию, но благодаря этому у нас в России появляется больше шансов выступить на международной арене и показать себя с лучшей стороны. И Вена — прекрасный город сам по себе, здесь приятно и комфортно. А удобное расположение делает ее точкой пересечения российского и европейского искусства.

О российских галереях на Viennacontemporary: Regina, Iragui и Triangle

В Regina были показаны работы Сергея Браткова, летний душ Владимира Архипова, работы Сергея Зарва и Павла Пепперштейна. Насколько я знаю, у них уже первый день ярмарки был очень успешным, работы этих художников покорили сердца местных коллекционеров. Галерея Iragui была в секции Reflections и выбрала для себя тему эмиграции. У них можно было увидеть работы Ольги Божко, Марии Арендт, Никиты Алексеева. На стенде Triangle были представлены работы Валерия Чтака и молодого художника из Санкт-Петербурга Кирилла Макарова. У галереи pop/off/art были выставлены Ольга Чернышева, Андрис Эглитис, Виталий Пушницкий, Иван Новиков, а также скульптор Игорь Шелковский. Я бы еще отметил стенд галереи Diehl из Берлина, которая тоже показала прекрасных русских художников — Ольгу Чернышеву, Ивана Горшкова, Александру Паперно.

Ольга Татаринцева. Линия звука #8. 2017; Павел Пепперштейн. Mr. Kafka The Lord of Swamp from the series MIRACLES IN THE SWAMP. 2016

О будущем молодых российских галерей в Европе

Хотелось бы, чтобы присутствие российских галерей и современных российских художников на ярмарках ощущалось еще сильнее, но важно понимать, что это сложная и долгая работа. Галерея Osnova в августе этого года приняла участие в ярмарке Code в Копенгагене, где участвовали Perrotin, Konig, Continua и Ditrrich&Schlechtriem, и все прошло успешно. Мне нравится грузинская галерея Erti, которая в этом году уже успела принять участие в ярмарках Cosmoscow, PhotoBasel и Viennaсontemporary. Чтобы о тебе заговорили и начали интересоваться искусством твоего региона, его надо показывать на международных ярмарках. Так что надеюсь, молодые галереи будут подавать заявки на участие в международных ярмарках, и мы увидим больше российского современного искусства по всему миру. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7