Фотоархив: Пикассо — друг русского балета
Фотографии того времени, когда Пабло Пикассо дружил с Дягилевым
17 декабря в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» в городе Истре при поддержке ГМИИ имени Пушкина открылась выставка печатной графики испанского художника-новатора Пабло Пикассо. Экспозиция включает в себя раздел, посвященный работе Пикассо над декорациями и костюмами к балету «Треуголка» для знаменитой труппы Сергея Дягилева. По этому поводу Buro 24/7 вспоминает, как Пикассо подружился с русским балетом.
Пикассо и Сергея Дягилева познакомила их общая подруга — французская пианистка русского происхождения Мисиа Серт. Во время Первой мировой войны (1914—1918) Серт подружилась с поэтом Жаном Кокто, и в 1916 году он попросил ее помочь с постановкой придуманного им балета. Как пишет голландский историк Шенг Схейн в книге «Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда», возможно, именно Мисиа свела вместе создателей будущего одноактного балета «Парад» — уже упомянутого Жана Кокто, композитора Эрика Сати и Пикассо. Скорее всего, она же посоветовала им обратиться к Сергею Дягилеву, успевшему стать известным в Европе вместе со своей балетной труппой. Для Пикассо это был первый опыт работы над балетной постановкой, и он очень увлекся процессом. В то время художник уже вовсю практиковал кубизм, и это отразилось как на декорациях, так и на костюмах.
Отрывок из балета «Парад»
Премьера «Парада» прошла 18 мая 1917 года в театре Шатле в Париже с сильнейшим сканадлом: зрители даже выкрикивали угрозы в адрес постановщиков. Впрочем, Дягилев был очень доволен сотрудничеством с Пикассо, и вместе они поставили еще пять балетов — «Треуголку» (1919), «Пульчинеллу» (1920), «Квадро фламенко» (1921), «Голубой экспресс» (1924) и «Меркурий» (1927).
Принадлежность к труппе Дягилева позволила художнику показать свое искусство более разнообразной и многочисленной аудитории, а не только узкому кругу парижских любителей авангарда. Кроме того, Пикассо стал больше внимания уделять своей внешности и светской жизни. Еще во время подготовки «Парада» художник пылко влюбился в балерину Ольгу Хохлову, что, как верил Дягилев, скрепит его дружбу с Пикассо. Хохлова сначала не впечатлилась известным испанцем, но он не сдавался, и в конце концов дело закончилось браком в 1918 году.
Судя по воспоминаниям современников, Дягилев не особенно церемонился с Пикассо. Первые наброски костюмов к «Пульчинелле» Дягилеву не понравились, и он крайне эмоционально потребовал от художника все переделать. Дягилев бросил эксизы на пол, топтал их, а потом ушел, хлопнув дверью. Однако уже на следующий день русский импрессарио был вынужден применить все свое обаяние, чтобы Пикассо его простил. Это сработало, и Пикассо сделал новые эскизы костюмов в том стиле, которого от него хотел Дягилев.