Поиск

Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022

Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022

Текст: Егор Маркелов

Завершилась юбилейная, 10-я ярмарка современного искусства Cosmoscow. Пропустить ее было невозможно — соцсети и медиа пестрели фотографиями произведений искусства и площадки. За четыре дня московский Гостиный двор принял больше 24 тысяч гостей. Подводим итоги — с комментариями кураторов и галеристов.


Из года в год ярмарка Cosmoscow объединяет на одной площадке ключевых игроков арт-рынка — галереи и художников, приглашая ценителей искусства познакомиться с самыми актуальными произведениями и отправиться в увлекательное путешествие по созданию собственной коллекции.

По случаю юбилея в ярмарке приняли участие 72 галереи, разделенные по секциям. К уже существующим Main, Frame, Design и Editions добавились новые. Секция Digital объединила NFT-платформы и онлайн-площадки по продаже цифрового искусства, а Network — проекты, направленные на развитие инфраструктуры, образования и коммуникаций в области современного искусства и повышения интереса к коллекционированию.


Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022 (фото 1)

АРСЕНИЙ КРЮКОВ

куратор и директор по развитию Generative Gallery (Москва)

«Для нас большая честь первый раз принять участие в юбилейной, 10-й ярмарке Cosmoscow. Особенно ценно, что в этом году появилась секция Digital с самыми разнообразными галерейными форматами. Некоторые, например, существуют в Metaverse, а у нас представлены цифровые работы художников в физически осязаемом формате. Успехом и катализатором наших продаж на ярмарке во многом стало именно это — мы показали объекты, которые не требуют дополнительных условий для "соприкосновения"».

Хочу отметить, Cosmoscow стала для нас не только точкой встречи с конечным покупателем, но и площадкой для качественного нетворкинга. Мы живем в век коллабораций, и рады, что со своим опытом и экспертизой в создании phygital-произведений сможем сотрудничать как с другими галереями, так и с государственными институциями».


Одной из участниц новой секции Network стала школа Masters, которая 10 октября откроет собственное пространство в Малом Патриаршем переулке и запустит академическую программу дополнительного образования по истории искусства и арт-менеджменту, авторские курсы и детские программы. В поп-апе на Cosmoscow можно было узнать о работе школы.

В третий раз при поддержке Агентства креативных индустрий представили проект Created in Moscow, в рамках которого столичные галереи участвовали в ярмарке бесплатно. Каждая выставила сольный стенд одного из своих художников. Отбором занимался куратор Фонда Cosmoscow Алексей Масляев. Среди авторов оказались Айдан Салахова, Ольга Кройтор, Jolie Alien.

Помимо столичных галерей, в юбилейной ярмарке отметились региональные: из Санкт-Петербурга, Воронежа, Владивостока, Екатеринбурга и Калуги. Кстати, традиционный приз за «Лучший стенд» получила галерея Марины Гисич из Питера.


Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022 (фото 2)

АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ

основатель галереи
«Х. Л. А. М.» (Воронеж)

«Сезон оцениваю так же, как и сам текущий год, и, несмотря на большое количество нарядных и даже улыбающихся людей, невозможно забыть происходящее. Тем не менее удивительны огромные усилия организаторов Cosmoscow, которые остаются приверженцами свободы».


Несмотря на отсутствие иностранных галерей, международные участники все-таки были. Из Швейцарии приехал холдинг 4ARTechnologies, который создал упакованный в мобильное приложение набор цифровых инструментов для арт-мира. Сохранению международного статуса ярмарки также поспособствовали 13 российских галерей, которые показали работы зарубежных художников — из США, Голландии, Испании, Италии, Франции, Эстонии, Китая, Южной Кореи и Японии. В их числе — галерея Iragui, представляющая эстонца Марко Мяэтамма.


Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022 (фото 3)

ЕКАТЕРИНА ИРАГИ

основательница галереи Iragui (Москва)

«Все прошлые годы на ярмарке присутствовали некоторые иностранные галереи. В 2022-м их нет, но отмечу: это не ощущается, потому что уровень презентации искусства кардинально изменился. В том числе за счет новой волны участников и коллекционеров. Последние, мне кажется, стали более открытыми и готовыми популяризировать коллекционирование среди друзей. Коммьюнити растет и в количестве, и качестве».


Дебютантов на Cosmoscow было действительно достаточно. Особенно молодой по составу участников стала секция Frame, объединяющая новые галереи, а также те, что не имеют постоянного пространства или работают как шоу-рум. Именно здесь выступили впервые Serene, 159F Gallerie, Shilo Gallery и U Contemporary — выставочное пространство Московской школы современного искусства (MSCA).


Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022 (фото 4)

АЛЕКСАНДР БЛАНАРЬ

директор галереи Serene (Москва)

«Для Serene участие в Cosmoscow стало дебютом. Работая над стендом, мы сфокусировались на воде как главной движущей силе. Так, показали работы Вики Кошевой на заданную тему, а Оля Австрейх специально по случаю написала серию Disappear Here».


Диджитал-искусство и сила регионов: чем запомнится Cosmoscow 2022 (фото 5)

МИХАИЛ ЛЕВИН

директор Московской школы современного искусства

«Мы рады участию в Cosmoscow. Для U Conteporary — это первый опыт в ярмарках. Это важный шаг и для галереи, и для школы. Считаем необходимым поддерживать наших выпускников. Для ярмарки мы выбрали работы выпускниц разных лет, чтобы показать, как бывшие студенты продолжают художественную практику, поддержать их как молодых авторов и дать возможность выставить работы на одном из важнейших событий в сфере современного искусства в стране.

Приятно находиться среди коллег, ключевых галерей. На 10-й, юбилейной ярмарке меня не покидало ощущение единства. Всем было важно показать, что мы продолжаем деятельность, видим необходимость поддержки художников и взаимодействия с аудиторией, которой интересно современное искусство.


Ежегодно Фонд Cosmoscow выбирает художника года, которому предлагается сделать новый проект специально для ярмарки. В 2022-м честь выпала Валерию Чтаку. Он показал «Выставку одинаковых картин» из двух десятков работ в узнаваемой для него манере. Так художник со своеобразной иронией отреагировал на часто звучащую в его адрес критику об избитости выбираемых тем.

Победитель одной из программ Фонда — «Институция года» — арт-площадка «СТАНЦИЯ» из Костромы в субботу собрала внушительную публику перформансом «Несколько способов начать разговор». Свободных мест в амфитеатре Гостиного двора практически не осталось — заметим, последний раз такую аудиторию собрала лекция Микеланджело Пистолетто в 2019-м.

Лидером по публикациям в соцсетях заслуженно стала тотальная инсталляция «Фантомная семья Каспара Хаузера» арт-группы «Цветы Джонджоли» — нового проекта художников группы «Север-7», показанного при поддержке Фонда Сергея Лимонова. Это история-миф, выдумка об утрате родственных связей, о распаде общности, потере опоры.

И, кажется, 10-й выпуск ярмарки удался: галереи отметили достойные продажи и обрадовались возвращению в привычный Гостиный двор после переезда ярмарки в Центральный Манеж в прошлом году.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7