Главные проекты Венецианской биеннале 2017
Реабилитация заключенных, ода женщинам и детские комплексы
Что нужно знать про Венецианскую биеннале
Биеннале в Венеции — первая
На Венецианской биеннале, которая считается оплотом западного искусства, впервые прошла выставка африканских художников. Здесь же в разные годы проводились экспозиции Ренуара, Климта и Курбе, выставлялись скандальные работы Джакомо Гроссо и Пикассо. Работы Пикассо были впервые показаны в Венеции в 1905 году — и тут же убраны из экспозиции
Павильон России в Венеции, архитектор А. В. Щусев
С 1938 года на биеннале происходит церемония награждения: «Золотых львов» получают лучший художник и лучший проект
С конца ХХ века все большую роль играет фигура директора биеннале: курировать главное событие приглашали Харальда Зеемана, Массимо Джиони, а прошлый —
Что означает тема будущей биеннале
«Искусство осуществляет мечты и делает возможными утопии. Искусство — это последний бастион, крепость, которая возвышается над трендами и личными интересами», — заявила в своем первом обращении Кристин Масель, директор
Идея сама по себе не революционная, однако после биеннале 2015 года, которая с подачи директора Окуи Энвезора превратилась в коллективное пессимистичное размышление о судьбах мира, она почти что кажется таковой. Предложив достаточно гибкую тему «Viva arte viva» (что можно перевести как «Да здравствует живое искусство!»), Кристин Масель собирается превратить биеннале в «путешествие в девяти главах», названия глав — «Художники и книги», «Время и бесконечность», «Радости и страхи» — также лишены конкретики. В 2015 году попытка Энвезора сосредоточиться на (непростой) международной ситуации привела к изобилию однотипных проектов, так что, как написал позднее критик The Guardian, «дамочки в Louboutin испуганно лавировали между работами о голоде в Африке, чтениями марксистских манускриптов и угрожающе тикавшими часами». Кристин Масель, напротив, предлагает компромиссный вариант, предоставляя художникам свободу действий.
Венецианская Биеннале 2015. Павильон Японии (слева); павильон России (справа). Фото: Awakening / Getty Images
Биеннале откроется в мае и, как обычно, будет состоять из двух основных частей — главной выставки в Арсенале, бывшей судоверфи, и экспозиций в национальных павильонах, расположенных в садах Giardini. Как и в 2015 году, чтобы посетить биеннале, вовсе не обязательно отправляться в Венецию: по выставке можно будет прогуляться и виртуально на сайте Google Arts & Culture.
Чего ждать от
Большинство проектов, которые будут представлены в павильонах, уже известны, и, судя по всему, Кристин Масель
Ирландка Джесс Джонс представит свою вариацию на тему ведьмы, любимого архетипа современного феминистского искусства. В центре проекта Джонс будет фильм, который задуман как ода женщинам. Мифические персонажи станут также героями исландского павильона, правда, на сей раз это будут анимированные тролли Угх и Богар, придуманные художником Эгиллем Сэбйорнссоном. Кровожадные персонажи исландского фольклора, как заявил художник, «выйдут
Французский павильон превратится в звукозаписывающую студию силами Ксавье Вейлана. Однако, по задумке художника, студия будет выглядеть так, словно ее наполовину разгромил ураган, а половина музыкальных инструментов в ней будут изобретены и созданы самим Вейланом.
Поклонникам Альберто Джакометти будет интересно побывать в швейцарском павильоне. Сам Джакометти на протяжении многих лет упорно отказывался представлять Швейцарию в Венеции, заявляя, что он гражданин мира, однако швейцарские кураторы все же нашли способ показать его работы в национальном павильоне. Оммаж самому известному швейцарскому художнику будет состоять из двух частей: фильм «Флора» Терезы Хаббард и Александра Бирхлера будет посвящен не слишком удачливой американской художнице Флоре Майо, с которой у Джакометти был роман в Париже в 1920х годах. Художница Кэрол Бове представит скульптурные работы, вдохновленные произведениями Джакометти. Художников уже успели укорить во вторичности их идей, но упреки были яростно отметены.
Альберто Джакометти на 31-й Венецианской биеннале, 1962. Фото: Archivio Cameraphoto Epoche / Getty Images
Интересным обещает быть немецкий проект: Германию представит
Anne Imhof, «Angst II», performed at Kunsthalle Basel, 2016. Фото: Nadine Fraczkowski
Кто представит российское искусство в Венеции
В российском павильоне на этот раз будут представлены целых три проекта — три связанные между собой инсталляции, объединенные темой Theatrum Orbis (или «Зрелище круга земного»). Из четырех художников, которые будут представлять страну, трое — дуэт Recycle Group и Гриша Брускин — уже на биеннале выставлялись, а вот для
Саша Пирогова, «Библимлен», 2013
Разумеется, пока инсталляции не установлены, фотографии не развешаны, а павильоны не открыты, судить о новой биеннале нельзя. Однако Кристин Масель, которая заслужила репутацию неустанного инноватора, явно хочет показать нечто отличное от биеннале последних лет. Недавние выпуски критиковали,
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7