5 мифов о современном искусстве: искусствоведы рассказывают, как стать классным художником
Зачем современному художнику высшее образование? Как стать крутым и востребованным в арт-среде? Почему виртуальная реальность не заменит настоящие галереи? Так много вопросов об этом обсуждаемом, порой даже порицаемом и непременно замечаемом современном искусстве, а главное, так мало ответов. Вместе со Школой дизайна НИУ ВШЭ разбираемся, что такое современное искусство, каково быть концептуально мыслящим автором и почему нам пора перестать верить стереотипам. Задали несколько самых популярных вопросов о современном искусстве преподавателям программы «Современное искусство» Александре Першеевой и Александру Журавлеву.
Современное искусство строится вокруг вопросов, которые ставит перед нами современность, художник встречается с ними лицом к лицу, и его работы становятся продолжением реальности, ее осмыслением и преображением. Современное искусство — это сложное поле, оно не всегда работает в зоне эстетического, то есть не всегда стремится понравиться зрителю. Сегодня художник — тот, кто создает новые смыслы.
«Порой художественные проекты вызывают какие-то другие чувства: удивляют, тревожат, открывают новую зону для исследования, вызывают любопытство… Это не связано напрямую с оценками "нравится / не нравится" и "красиво / некрасиво". Высказывание художника может быть настолько пронзительным, что вы даже не обратите внимания на то, красивое оно или нет», — объясняет Александра Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство», кандидат искусствоведения, специалист по теории и философии искусства.
«Порой художественные проекты вызывают какие-то другие чувства: удивляют, тревожат, открывают новую зону для исследования, вызывают любопытство… Это не связано напрямую с оценками "нравится / не нравится" и "красиво / некрасиво". Высказывание художника может быть настолько пронзительным, что вы даже не обратите внимания на то, красивое оно или нет», — объясняет Александра Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство», кандидат искусствоведения, специалист по теории и философии искусства.
В XX веке искусство покинуло «башню из слоновой кости» и стало частью креативных индустрий, а в XXI-м веке появилось такое понятие, как «креативная экономика». Закономерно появились и образовательные программы, которые помогают современным художникам «подтянуть матчасть» и найти свой стиль, чтобы сделать творчество делом жизни, которое приносит и доход, и удовлетворение от самореализации. Такая программа есть, например, у НИУ ВШЭ — одного из ведущих вузов России. У Школы дизайна есть отдельное направление работы, объединенное названием ART ВЫШКА. В его основе, безусловно, — образование и исследовательская деятельность. Но за 10 лет ART ВЫШКА вышла за рамки исключительно просветительского проекта. Сегодня это полноценная арт-институция с продюсерским центром, галереей современного искусства (с двумя площадками!), издательским проектом и арт-клубом. Главные участники всех этих инициатив — преподаватели и, конечно, студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. Так что выпускники по результатам обучения не только легко отличают постмодерн от метамодерна, разбираются во всех «-измах», находящихся на таймлайне современного искусства, но и получают разнообразный опыт проектной деятельности: от создания арт-проектов до их продюсирования и курирования.
«Мы рассказываем абитуриентам о том, что у нас в Школе дизайна проектный подход. Это значит, что в ходе обучения студенты создают концептуально и формально законченные вещи, арт-проекты, которые можно представить на выставке, отправить на ярмарку, предложить коллекционеру. Мы не делаем этюды ради этюдов, а с первого дня наполняем творческое портфолио. Для нас конечный продукт — это всегда полный цикл работы: от замысла до завершенного воплощения, которое имеет ясную, проработанную концептуальную основу и тщательно выверенную художественную форму. Проект уже не нуждается в том, чтобы автор стоял рядом и объяснял, что это и почему. Работа готова ко встрече со зрителем», — уточняет Александра.
«Мы рассказываем абитуриентам о том, что у нас в Школе дизайна проектный подход. Это значит, что в ходе обучения студенты создают концептуально и формально законченные вещи, арт-проекты, которые можно представить на выставке, отправить на ярмарку, предложить коллекционеру. Мы не делаем этюды ради этюдов, а с первого дня наполняем творческое портфолио. Для нас конечный продукт — это всегда полный цикл работы: от замысла до завершенного воплощения, которое имеет ясную, проработанную концептуальную основу и тщательно выверенную художественную форму. Проект уже не нуждается в том, чтобы автор стоял рядом и объяснял, что это и почему. Работа готова ко встрече со зрителем», — уточняет Александра.
Вопреки стереотипам, современное искусство — это не горы мусора и непонятные пятна на холсте, это не надувательство и снобизм. Это эксперимент, поиск нового языка, которым мы можем говорить о настоящем и будущем.
Более того, современное искусство не отрицает достижения гениев прошлого. Никто не сбросил с парохода современности классиков, они все еще с нами, уверяет Александра Першеева:
«Искусство, наследующее классические традиции, и современное искусство не противоречат друг другу. Образно говоря, это две руки — левая и правая. И у каждой свои задачи и возможности. Поэтому художника не надо упрекать в том, что они не умеют рисовать. Просто кому-то классический рисунок нужен для решения тех задач, которые автор перед собой ставит, а кому-то важнее научиться программировать искусственный интеллект. В поле искусства достаточно пространства для самых разных проектов и подходов».
Более того, современное искусство не отрицает достижения гениев прошлого. Никто не сбросил с парохода современности классиков, они все еще с нами, уверяет Александра Першеева:
«Искусство, наследующее классические традиции, и современное искусство не противоречат друг другу. Образно говоря, это две руки — левая и правая. И у каждой свои задачи и возможности. Поэтому художника не надо упрекать в том, что они не умеют рисовать. Просто кому-то классический рисунок нужен для решения тех задач, которые автор перед собой ставит, а кому-то важнее научиться программировать искусственный интеллект. В поле искусства достаточно пространства для самых разных проектов и подходов».
И если говорить о том, как построить карьеру в мире искусства сегодня, важно понимать, что и здесь открыто множество путей: кто-то рано начинает свой путь сразу после школы и поступает в бакалавриат, кто-то строит карьеру художника, опираясь на жизненный опыт, и приходит в арт-школу в магистратуру. Поле современного искусства постоянно расширяется, открываются новые выставочные площадки, фестивали и ярмарки — зрители ждут новых имен.
Индустрия активно развивается, и сегодня мы постоянно слышим о современном искусстве, однако вокруг него сформировались определенные мифы, которые стоило бы развеять.
МИФ № 1
Современное искусство — только
то, что создано с помощью новых технологий
МИФ № 1
Современное
искусство — только то, что создано
с помощью новых
технологий
На самом деле современное искусство — необязательно произведение, созданное с помощью виртуальной реальности или другого ранее не существовавшего инструмента.
«Если говорить обобщенно, то современное искусство — это искусство, которое работает с проблемами, важными для современного общества, для человека сегодня. И не важно, с какими материалами работает художник — пишет он красками на холсте или создает видеоинсталляции и цифровые объекты. Именно поэтому в Школе дизайна бок о бок учатся студенты профилей, связанных с видео, звуком, перформансом, живописью и так далее», — подчеркивает Александра Першеева.
«Если говорить обобщенно, то современное искусство — это искусство, которое работает с проблемами, важными для современного общества, для человека сегодня. И неважно, с какими материалами работает художник — пишет ли он красками на холсте или создает видеоинсталляции и цифровые объекты. Именно поэтому в Школе дизайна бок о бок учатся студенты профилей, связанных с видео, звуком, перформансом, живописью и так дальше», — подчеркивает Александра Першеева.
В современном искусстве вообще нет иерархии жанров и медиумов. Художник выбирает свой инструментарий, исходя из того, какие задачи перед ним стоят. В рамках программы «Современное искусство» студенты постоянно пробуют разные медиумы для того, чтобы четко понимать, какие задачи они могут решать и как правильно выбрать инструментарий под них.
«В современном искусстве в основном доминирует мультидисциплинарность: художники сочетают совершенно разные подходы. Они, как правило, редко ограничиваются каким-то одним форматом, медиумом или чем-то еще. Исключение, наверное, составляют живописцы. Живопись — это комфортная ниша для того, чтобы зарабатывать, создавая искусство. Но если вы окажетесь, к примеру, на Венецианской биеннале, вы увидите там проекты самых разных форматов», — уточняет Александр Журавлев, художник, куратор, специалист в сфере современного искусства.
«В современном искусстве в основном доминирует мультидисциплинарность: художники сочетают совершенно разные подходы. Они, как правило, редко ограничиваются каким-то одним форматом, медиумом или чем-то еще. Исключение, наверное, составляют живописцы. Живопись — это комфортная ниша для того, чтобы зарабатывать, создавая искусство. Но если вы окажетесь, к примеру, на Венецианской биеннале, вы увидите там проекты самых разных форматов», — уточняет Александр Журавлев, художник, куратор, специалист в сфере современного искусства.
При этом студенты направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ могут выбрать профиль, который им по душе, чтобы изучить его более подробно: в случае магистратуры, например, это «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Видеоарт», «Фотография», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, а также «теоретический» профиль Visual Studies.
МИФ № 2
Современному художнику
не нужно знать историю искусства
МИФ № 2
Современному
художнику не нужно знать историю
искусства
Казалось бы, зачем? Ведь художник создает новое. Однако искусство развивалось и продолжает развиваться нелинейно. Это касается не только живописи, но и литературы, кино, театра, музыки и кино. Одно не приходит на смену другому, а соседствует с ним. Параллельно могут существовать различные стили, направления и художественные объединения — это живой процесс.
«Когда художник игнорирует историю искусства, в результате очень часто он создает ровно то же, что уже было несколько десятилетий назад, только не знает об этом», — делится Александр Журавлев. Современному художнику необходима академическая подготовка, во-первых, чтобы не повторять уже пройденное, а во-вторых, чтобы понимать, насколько разнообразным бывает искусство.
«Когда ты изучаешь историю искусства, то сталкиваешься со множеством различных способов понимания того, что это такое, со множеством мнений и художественных практик. Все это многообразие сильно расширяет мышление художника и его диапазон выразительных средств. Эти знания в целом делают человека интереснее как индивидуума и как автора», — добавляет Журавлев.
«Когда художник игнорирует историю искусства, в результате очень часто он создает ровно то же, что уже было несколько десятилетий назад, только не знает об этом», — делится Александр Журавлев. Современному художнику необходима академическая подготовка, во-первых, чтобы не повторять уже пройденное, а во-вторых, чтобы понимать, насколько разнообразным бывает искусство.
«Когда ты изучаешь историю искусства, то сталкиваешься со множеством различных способов понимания того, что это такое, со множеством мнений и художественных практик. Все это многообразие сильно расширяет мышление художника и его диапазон выразительных средств. Эти знания в целом делают человека интереснее как индивидуума и как автора», — добавляет Журавлев.
Знание теории особенно необходимо тем, кто хочет заниматься искусством, основанном на исследованиях, — тем, что в англоязычной среде называется research-based art. Для художников и кураторов выставок, заинтересованных в этом направлении, в Школе дизайна даже есть отдельный профиль магистратуры Visual Studies. В его программу включены отдельные курсы по исследованиям памяти и культурного наследия, а также цикл лекций и семинаров по истории выставок с Виктором Мизиано.
Фото: Юлия Михеева
Фото: Юлия Михеева
МИФ № 3
Чтобы стать художником,
нужен только талант
МИФ № 3
Чтобы стать
художником,
нужен только
талант
Люди стремятся стать художниками, потому что чувствуют свой талант, знают о нем. Это невозможно доказать или измерить, но это именно то, на что стоит опереться, приступая к художественной практике, которая требует большого труда, ежедневной методичной работы.
Александра Першеева рассуждает так:
«Талант — трудноуловимая вещь. Бывают какие-то явные признаки склонности человека, например, к классическому балету — об этом говорит определенного типа стопа, выворотность и так далее. Если этого нет, можно не достичь результата, даже приложив максимум усилий. В живописи, например, такого нет. Конечно, у людей разная чувствительность к цвету, восприятие формы и композиции. Но это лишь вводные данные, с которыми можно работать — и улучшать. Есть способы прокачать все эти качества и навыки. Что же касается теоретической базы, которая необходима художнику, то это стандартная подготовка, которую проходит любой гуманитарий, успех здесь зависит только от трудолюбия».
Александра Першеева рассуждает так:
«Талант — трудноуловимая вещь. Бывают какие-то явные признаки склонности человека, например, к классическому балету — об этом говорит определенного типа стопа, выворотность и так дальше. Если этого нет, можно не достичь результата, даже приложив максимум усилий. В живописи, например, такого нет. Конечно, у людей разная чувствительность к цвету, восприятие формы и композиции. Но это лишь вводные данные, с которыми можно работать — и улучшать. Есть способы прокачать все эти качества и навыки. Что же касается теоретической базы, которая необходимо художнику, то это стандартная подготовка, которую проходит любой гуманитарий, успех здесь зависит только от трудолюбия».
Формирование профессиональной среды помогает студентам получить четкое понимание того, как работает индустрия и как достичь поставленных перед собой целей. Если раньше художнику необходимо было бороться за «место под солнцем» самостоятельно, то сейчас есть возможность с самого начала получать поддержку профессионалов и перенимать их опыт.
«Наша сфера профессионализируется. Это значит, что появляются некие правила игры и критерии оценки. Если десять лет назад было сложно сказать, какие шаги нужно предпринять, чтобы пробиться, и говорили больше про талант и другие смутно осознаваемые вещи, то сейчас мы можем рассказать студентам, как подавать заявку на гранты, с кем из галеристов и коллекционеров познакомиться, как организовать собственную выставку и так далее. Конечно, учим тому, что правила нужно устанавливать свои — но чтобы это сделать, необходимо вначале разобраться, как все устроено на текущий момент, и мы можем научить этому», — рассказывает Александр Журавлев.
«Наша сфера профессионализируется. Это значит, что появляются некие правила игры и критерии оценки. Если десять лет назад было сложно сказать, какие шаги нужно предпринять, чтобы пробиться и говорили больше про талант и другие смутно осознаваемые вещи, но сейчас мы можем рассказать студентам, как подавать заявку на гранты, с кем из галеристов и коллекционеров познакомиться, как организовать собственную выставку и так далее. Конечно, учим тому, что правила нужно устанавливать свои — но чтобы это сделать, необходимо вначале разобраться, как все устроено на текущий момент, и мы можем научить этому», — рассказывает Александр Журавлев.
Причем совсем не обязательно учиться именно живописи и вообще работать с красками, кистями и холстами. Некоторые направления используют совсем другие, но не менее интересные инструменты, которые открывают широкий простор для творческого самовыражения. Например, на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн» студенты работают в первую очередь со звуком, а ребята направления «Экранные искусства» изучают кино и видеоарт.
Школа дизайна дает молодым художникам не только образование, но и площадку для высказывания: в стенах собственной галереи, на ярмарках современного искусства, конкурсах, на партнерских площадках, в коллаборативных проектах. Так формируется комьюнити единомышленников, принадлежащих к разным поколениям.
Искусство давно вышло из подполья, теперь это пространство для построения карьеры и площадка для самореализации.
«Если говорить о том, как изменились студенты за последние 5–7 лет, то я бы сказала, что они стали более самостоятельными. Если раньше они в ходе работы, скажем, с арт-галереей были немного растерянными, то теперь приходят с конкретными вопросами и задачами. Так происходит, потому что мы, накопив опыт, лучше понимаем, как их поддержать, чему научить и в какой последовательности давать задания. А также потому, что они смотрят на старших товарищей. Я вижу, что студенческие проекты с каждым годом становятся все лучше. Ведь у них перед глазами есть примеры, которые были созданы такими же ребятами, как они. И есть определенный азарт — хочется их превзойти, это вселяет уверенность», — делится наблюдениями Александра Першеева.
«Если говорить о том, как изменились студенты за последние 5–7 лет, то я бы сказала, что они стали более самостоятельными. Если раньше они в ходе работы, скажем, с арт-галереей были немного растерянными, то теперь приходят с конкретными вопросами и задачами. Так происходит, потому что мы, накопив опыт, лучше понимаем, как их поддержать, чему научить и в какой последовательности давать задания. А также потому что они смотрят на старших товарищей. Я вижу, что студенческие проекты с каждым годом становятся все лучше. Ведь у них перед глазами есть примеры, которые были созданы такими же ребятами, как они. И есть определенный азарт — хочется их превзойти, это вселяет уверенность», — делится наблюдениями Александра Першеева.
Сегодня посмотреть работы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ можно на выставке «Коллекция. Порядок вещей» в Московском музее современного искусства — до 25 августа, а в HSE ART GALLERY — до 31 августа. Экспозиции в ММОМА на Гоголевском бульваре и в HSE ART GALLERY на Винзаводе объединяют проекты разных жанров и форматов: от графики, фотографии и инсталляции до видеоарта, саунд-арта и видеоигры. Но у всех работ есть нечто общее — тема коллекционирования и коллекций как явления.
Фото: Евгения Алейникова
Фото: Евгения Алейникова
МИФ № 4
Современное искусство
невозможно оценить объективно
МИФ № 4
Современное
искусство
невозможно
оценить объективно
Совершенно нормально, если, придя на выставку, вы встречаете произведение искусства, смысл которого понимаете не сразу. С первого взгляда его может не понять и профессионал, арт-проект заслуживает вдумчивого рассматривания и размышления о нем.
«Современное искусство — это не работы, которые распахиваются перед вами сразу. Они хотят, чтобы вы подошли и посмотрели внимательнее, подумали, с чем у вас ассоциируется работа, может быть, прочитали экспликацию или кураторский текст, чтобы пазл сложился. Это приносит немало удовольствия. Когда вы поняли замысел художника и почувствовали, что это цельное высказывание, то увидите – форма и содержание неразрывно связаны. Как бы странно это ни выглядело, вы чувствуете, что именно так и должно быть», — поясняет Александра Першеева.
«Современное искусство — это не работы, которые распахиваются перед вами сразу. Они хотят, чтобы вы подошли и посмотрели внимательнее, подумали, с чем у вас ассоциируется работа, может быть, прочитали экспликацию или кураторский текст, чтобы пазл сложился. Это приносит немало удовольствия. Когда вы поняли замысел художника и почувствовали, что это цельное высказывание, то увидите – форма и содержание неразрывно связаны. Как бы странно это ни выглядело, вы чувствуете, что именно так и должно быть», — поясняет Александра Першеева.
А как оценить современное искусство? Это, пожалуй, один из наиболее частых вопросов. Ведь восприятие и оценка произведения мало зависят от того, считаем ли мы работу в традиционном смысле слова красивой.
Впрочем, Александра Першеева полагает, что хорошее произведение современного искусства отличить от плохого все же можно:
«Хорошее произведение — то, в котором идея сочетается с идеально подходящей для нее формой. Объясню на примере классики — полотна Матисса "Танец". Это гимн жизни и радости. Могла ли эта картина быть другой? Например, не такого большого формата, а маленькой? Нет, не могла, потому что малый формат не передает интенсивного ощущения полноты и радости бытия. Могли ли краски быть не такими яркими? Нет, потому что тогда полотно не производило бы такого впечатления ликования. Могли ли фигуры быть не охристо-красными, а более естественного телесного оттенка? Нет, не могли, потому что это отсылка к греческим вазам с краснофигурной вазописью, а греки — певцы красоты и радости жизни. Так можно продолжать и дальше. У художника была задача передать нам некоторые чувства, и он подобрал ту художественную форму, которая безупречно работает в этом направлении. Другой пример: вызвавшая скандал в 2019-м году работа Мацрицио Каттелана “Комедиант”. Это банан, приклеенный к стене скотчем. Работа вызвала бурную реакцию своей наглой простотой и издевательской небрежностью формы. И именно на это был расчет. Банан (отсылающий к знаменитой шелкографии еще одного мастера сарказма – Энди Уорхола) испортился так же быстро, как скороспелые суждения и новости желтой прессы».
Впрочем, Александра Першеева полагает, что хорошее произведение современного искусства отличить от плохого все же можно:
«Хорошее произведение — то, в котором идея сочетается с идеально подходящей для нее формой. Объясню на примере классики — полотна Матисса "Танец". Это гимн жизни и радости. Могла ли эта картина быть другой? Например, не такого большого формата, а маленькой? Нет, не могла, потому что малый формат не передает интенсивного ощущения полноты и радости бытия. Могли ли краски быть не такими яркими? Нет, потому что тогда полотно не производило бы такого впечатления ликования. Могли ли фигуры быть не охристо-красными, а более естественного телесного оттенка? Нет, не могли, потому что это отсылка к греческим вазам с краснофигурной вазописью, а греки — певцы красоты и радости жизни. Так можно продолжать и дальше. У художника была задача передать нам некоторые чувства, и он подобрал ту художественную форму, которая безупречно работает в этом направлении. Другой пример: вызвавшая скандал в 2019-м году работа Мацрицио Каттелана “Комедиант”. Это банан, приклеенный к стене скотчем. Работа вызвала бурную реакцию своей наглой простотой и издевательской небрежностью формы. И именно на это был расчет. Банан (отсылающий к значенитой шелкографии еще одного мастера сарказма – Энди Уорхола) испортился так же быстро, как скороспелые суждения и новости желтой прессы».
«Танец (II)», Анри Матисс, 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Танец (II)», Анри Матисс, 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
МИФ № 5
Цифровое искусство и виртуальная
реальность придут на смену выставкам
в галереях
МИФ № 5
Цифровое искусство
и виртуальная
реальность придут
на смену выставкам
в галереях
Мы с нашими экспертами сомневаемся в такой перспективе: «Есть исследования, показывающие, что люди по-разному воспринимают произведение искусства в одиночку или сообща. В кино это наиболее заметно: когда человек смотрит фильм в кинотеатре, на порядок усиливаются те ощущения, которые он испытывает, потому что люди эмоционально заряжаются друг от друга. И на выставке происходит то же самое», — говорит Александра Першеева.
Мы с нашими экспертами сомневаемся в такой перспективе: «Есть исследования, показывающие что люди по-разному воспринимают произведение искусства в одиночку или сообща. В кино это наиболее заметно: когда человек смотрит фильм в кинотеатре, на порядок усиливаются те ощущения, которые он испытывает, потому что люди эмоционально заряжаются друг от друга. И на выставке происходит то же самое»,— говорит Александра Першеева.
Более того, можно сказать, что сегодня востребованы форматы, которые в принципе нельзя перенести в онлайн-пространство, например, перформативные проекты и интерактивные инсталляции, в которых задействованы не только зрение и слух пришедших на выставку зрителей, но все их тело.
Современное искусство уже давно стало междисциплинарным, конвергентным: творчество художника часто находится на стыке жанров, форматов, инструментов и направлений — это бескрайнее поле для экспериментов.
Развеивать мифы, создавать и исследовать искусство предлагаем вместе со Школой дизайна НИУ ВШЭ. Сейчас в самом разгаре приемная кампания магистратуры и программ дополнительного образования! Выбирайте интересующий образовательный трек и подавайте документы: онлайн, по почте или в кампусах.
Реклама. НИУ ВШЭ