«Я был одним из пионеров в работе с апсайклингом в России». Миша Бурый об экологии, своем проекте для Cosmoscow и «Глине №4»
Миша Бурый — молодой российский художник из Ижевска, один из первых начавший в России практику апсайклинга и переработки производственных отходов. В 2016 году он показал свои скульптуры на II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Потом была персональная выставка в галерее Ruarts, мастерские и Триеннале «Гаража», что позволило ему масштабировать его практику. В этом выпуске ярмарки Cosmoscow при поддержке Ruinart Art Patronat Мише удалось представить целую серию инсталляций и развить свой проект «Clot». Я познакомился с этим скромным и очень обаятельным художником около двух лет назад в его мастерской арт-резиденции «Гараж», повсюду были обрезки различной печатной продукции и удивительного вида объекты и скульптуры. Поэтому мне особенно было интересно пообщаться с Мишей, поговорить о его планах на будущее и о проекте, который он представил на ярмарке Cosmoscow в Центральном Манеже.
Миша, твои работы — апсайклинг. Насколько ты чувствуешь, что это важный тренд в российском современном искусстве?
В России тренд на экологичность во многом случился, когда в 2019 году вступил в силу закон о раздельном сборе мусора. Тогда почти во всех дворах столицы появились дополнительные баки для вторсырья и многие корпорации стали хайпить на этой теме. Я на тот момент уже несколько лет создавал скульптуры из найденных на производствах отходов. Что же касается российского современного искусства, все еще очень мало авторов, которые в своей художественной практике работают с темой экологии, апсайклинга тем более. Не хочу, конечно, показаться нескромным, но, кажется, я был одним из пионеров в работе с этой темой в России.
Ты делаешь работы из отходов от рекламных материалов. Почему выбраны именно они?
Апсайклинг является неотъемлемой частью моей практики. Однако, так как в моих работах ключевую роль играет их многослойность и многогранность, в них всегда присутствуют разные уровни прочтения. Реклама для меня являет собой квинтэссенцию, некий отпечаток современной культуры в режиме реального времени. Для меня этот момент — соприкосновение с современным культурным массовым кодом, как с визуальной, так и с нарративной точек зрения. Работа с перекодированием и расшифровкой этих символов массовой культуры также важна в моей практике, как и работа с остатками производств. Это своего рода второй столп моей художественной практики.
Хотел бы ты, чтобы рекламная индустрия перестала производить какой-то реальный временный продукт?
На самом деле, то, с чем я работаю, — это своего рода динозавры. Рекламы сейчас намного больше в онлайне, чем в форме печатной продукции. Эта категория мне тоже интересна, например, в работе с видео. Но в виде бумажек, баннеров, постеров мы видим за всем этим еще и человеческий труд. Насколько это должно быть важно, чтобы быть напечатанным.
Если бы рекламу все таки перестали печатать, из чего бы ты создавал работы?
Я уже упомянул, что реклама в диджитале может быть интересна для работы с видео, например. Но дематериализация каких-то сфер подразумевает тот же процесс в других областях, искусстве в том числе. Придется делать NFT, видимо. Но я уверен, что печатать рекламу в обозримом будущем не перестанут. И еще мне кажется, что глобально мусор не исчезнет. Я надеюсь, что появятся инструменты или процессы, которые будут перерабатывать эти остатки не на 1%, а на 100%.
Пользуется ли спросом абстрактная скульптура, паблик-арт?
Мне кажется, что абстрактная скульптура, как и абстрактная живопись, не выходит из тренда. Конкретно в моей работе как раз специфика материала определяет сложность. Не все понимают, как, грубо говоря, скульптура из мусора может содержать ценность. В России публика часто просто не готова это воспринимать как искусство, хотя, конечно, в последние несколько лет отношение к этому меняется в позитивную сторону. Паблик-арт мне очень интересен, жду подходящих предложений в этой области.
Нельзя обойти стороной вопрос об абстрактной скульптуре — «Глина № 4». Правильно ли она презентована или надо было сначала объяснять, что это, и давать выбор?
Я в последнее время был настолько занят проектами, подготовкой огромной инсталляции на Cosmoscow, например, что меня лично всеобщий интерес к этому событию никак не задел, на это просто не было времени. Прикольный пиар-ход, наверное, раз до этого всем есть дело.
Часто ли тебя спрашивают, что олицетворяют или изображают твои объекты?
Да, конечно. Если коротко, для меня это сгусток или метафора современного образа жизни. Мне нравится думать о моих работах как о слепке современного человека, созданного из отходов его потребления — материальных, смысловых, визуальных.
Главные тренды экологии и осознанного потребления?
Конечно, раздельный сбор мусора. Но я как раз в своих работах люблю совмещать разные виды материалов, потому что, несмотря на экологию и тренды, мы потребляем все подряд: еда в пластиковой упаковке хорошо идет под кино на компьютере или телефоне. Если ты не купил подписку, то еще и кучу рекламы посмотришь во время фильма.
Продолжаешь ли ты в повседневной жизни такой же осознанный подход к потреблению?
Я не дохожу до фанатизма, как многие мои знакомые. Однако, конечно, у меня дома две мусорные корзины: одна для пластика, стекла и картона, другая для всего остального.
У тебя большой список резиденций и призов. Что это дало тебе в России?
Открытые мастерские «Винзавода» и мастерские музея «Гараж» прежде всего дали мне возможность масштабировать мои идеи. Создавать большие объекты в маленькой мастерской просто невозможно. Грант Ruinart продолжил эту цепочку, и последние несколько месяцев я работал над инсталляцией, которую представил на Cosmoscow. Очень благодарен тем институциям и людям, которые верили и поддерживали меня все это время.
В этом году ты стал победителем гранта Ruinart Art Patronat и представил проект на ярмарке Cosmoscow. Расскажи, что получилось и о чем он?
Проект для Ruinart — это продолжение или развитие проекта «Clot», часть которого была представлена на Триеннале в музее «Гараж» в прошлом году. Если на Триеннале зрителю были представлены отдельные скульптуры, то в инсталляции для Ruinart я развиваю идею системности и взаимосвязи различных элементов, тем самым говоря уже не об отдельных идентичностях, сотканных из материальных следов, а о вариативности и возможности трансформации общего в зависимости от фигураций сборки. Для меня в целом очень важна идея конструктора. То есть в продолжении серии «Clot» мы видим некое количество скульптур, объединенных в единую инсталляцию. Эти скульптуры могут одновременно существовать как автономные работы или восприниматься как единая экосистема.
Как правильно и красиво делать коллаборации?
Это очень интересная тема для меня сейчас. В ближайшем будущем мне как раз предстоит сделать своего рода коллаборацию с «Чердаком». Это стартап, который делают очень милые ребята. Если вам негде хранить дома вещи, то они предлагают хранилище. Они меня поддержали после окончания Триеннале и разместили мои работы на хранение. Они предложили мне поработать с теми вещами, которые были у них на хранении, но потом от них отказались. Планирую приступить к этому проекту, как только появится время. Всем же интересно посмотреть, что люди хранят?
И напоследок: кто твои любимые скульпторы?
Huma Bhaha
Thomas Houseago
Sarah Sze