Всё о Чувашской биеннале современного искусства: память о прошлом и новый язык современности
Свежий взгляд на знакомый формат — рассказываем, как создается первый проект биеннале в Чувашии
С 12 ноября по 2 декабря в Чебоксарах пройдет первая Чувашская биеннале современного искусства. Мы собрали истории художников и кураторов, чтобы показать, как память, традиционная культура и проблемы современности находят отклик в искусстве нового времени. Как сохраняется связь между прошлым и будущим, на какие работы стоит обратить внимание и кто такие «юраси» — рассказываем вместе с создателями и участниками Чувашской биеннале.
КУРАТОРЫ О БИЕННАЛЕ
О замысле выставки «Икс историй: память о будущем»
Юлия Константинова
Биеннале стала способом повествования и начала диалога о нашей культуре. Такой формат нам кажется наиболее подходящим для Чувашии, поскольку он предполагает обращение к местному контексту, его исследование, а главное — результат. Здесь мы говорим не только о выставке или публичной программе, но и о биеннале как исходной координате дальнейших проектов.
Александра Никитина
Чувашская культура за долгое время своего существования потеряла очень многое — письменность, историю, героев. Большая часть того, на что сегодня мы возлагаем надежды и полагаем единственным сохранившимся, является не более чем слегка измененной версией настоящего. Мы опираемся на традиционную чувашскую вышивку, надеясь обнаружить в ней свое прошлое, свои корни, но видим лишь собственное отражение. Сегодня нам нужны новые истории, мифы, образы. Функция воспоминания передается воображению.
Евгения Анцупова
Память — это ресурс и источник. Память кристаллизует культуру, ей можно довериться как истине, сформулированной в глубинах истории. Память о будущем формируется благодаря языку искусства сегодня — мы можем рассказать о мире, который в будущем станет воспоминанием о нас. Это то, чем занимается современное искусство.
О культурных мифах в искусстве
Юлия Константинова
Каждый автор в поисках своего художественного языка задается вопросами собственного происхождения и начинает изучать особенности культуры, с которой себя соотносит. Для нас важно не романтизировать свою историю и не экзотизировать чувашскую культуру. Сегодня мифы и народная культура становятся инструментом для неверифицированных интерпретаций, домыслов и спекуляций, таким образом адаптируясь под современный контекст. Надеюсь, при создании биеннале нам удалось этого избежать.
Евгения Анцупова
Мифам чувашского этноса можно посвятить отдельную статью. Раньше мифы транслировались через рукодельные техники. Например, вышивка была первой техникой, через которую люди пробовали запечатлеть свое понимание мироустройства. Сегодня же мифы отражаются в работах современных художников: участники биеннале размышляют как о силе природы и метафизике пространства, так и о вечных ценностях: родовой памяти, связи времен, поиске и сохранении дома.
О проблеме, которая поднимается в искусстве сегодня
Александра Никитина
В мире, который меняется каждый день, ни одна народность не может существовать независимо от окружающего пространства. Поэтому так важно преображать то ценное, что несет каждая культура, в частности — чувашская. Отобранные для участия в биеннале художники объединены идеей спасения жизненно важной истины от технологического и рационального веяния. Речь идет о противопоставлении двух сил: искусства и технологий, и важно, чтобы родился симбиоз.
«Жизненно важная истина» — это искусствоведческая концепция отражения правды в искусстве. Рождена она была еще в античной философии — в вопросе об отражении искусством реальности. Концепция «жизненно важной истины» родилась в искусствознании XX века и предполагала разговор о том самом универсальном и общем, что питает культуру через искусство и оставляет ее жить.
О диалоге культур и языке современного искусства
Мария Андреева
Медиа современного искусства разнообразны и в последнее время становятся всё более технологичными – это подтверждается обилием работ в диджитал-формате. И именно новые способы передачи помогают раскрыть, передать и сохранить культурные особенности.
ХУДОЖНИКИ — О СВОИХ КОРНЯХ И ОТНОШЕНИЯХ С ИСКУССТВОМ
О культурных мифах
Эдуард Кулемин
Мои работы «Корчага всякого» выполнены методом выжигания по пенопласту. Источником вдохновения для меня служат древние рисунки и пиктограммы, обереги и орнаменты, обряды и ритуалы различных этносов. Так, например, в одной из работ я использую образ чувашской обрядовой куклы Йереха (дух-покровитель чувашей) — подобные кукольные обереги существовали у многих других народов.
Татьяна Андреева
В основе картины «В тишине земли и неба» лежат космогонические легенды о создании вселенной, они переплетены с мифами об обретении чувашами родины. Но ее можно трактовать и как иллюстрацию к песне«Щалтар витер щул куранать».
Саша Госмант
В основе моей работы лежит трансформация образов драконов в чувашской мифологии. Некоторые из них могли принимать облик и женщины, и мужчины. Именно разнообразие видов этих существ и то, что их существование не доказано, вдохновили меня на эту работу, которая обращает внимание на вынужденное приспособление и принудительное перемещение.
О корнях и памяти рода
Татьяна Андреева
Чувашская культура для меня не прошлое, а живое настоящее. Я и все мы — носители культурного кода наших отцов и матерей, стоит лишь начать это любить и постигать. Занятное совпадение: я появилась на свет в День чувашского языка.
Эдуард Кулемин
Я заинтересовался своим происхождением уже в зрелом возрасте. Выяснилось, что мои корни из волжского племени меря, меряне. Фамилия Кулемин числится в списке типичных мерянских фамилий. Это дополнительно простимулировало меня копнуть вглубь веков. Так что память о прошлом хранится в моих генах.
Лилия Ким
В моем сознании звучит язык, на котором я не говорю, песни и мелодии, которые я не пою. История моей семьи покрыта страхом и не передается из поколения в поколение. Однако память и корни незримо живут в моих проектах и запускают процесс поиска формы.
О вызовах современности
Юлия Голованева
Культура народа жива, пока способна удовлетворить художественно-эстетические потребности современного человека. Народное искусство — это бесконечный источник вдохновения. На художниках и дизайнерах лежит большая ответственность за формирование искусства нового времени, ведь правильно понять, адаптировать и передать историю — это большой труд.
ЭМНОЮМНО
Сегодня мы создаем свой мир: мы живем в нем и одновременно являемся главными героями внутри другой, более глобальной «игры». Своим искусством мы налаживаем возможность общения и взаимообогащения национальных культур на основе общечеловеческих ценностей.
Лилия Ким
Сегодня главным вызовом для себя я вижу необходимость обрести целостность личности и взять ответственность за свое будущее, реконструируя наследие прошлого через искусство.
О вневременном языке искусства
Эдуард Кулемин
В доисторические времена, когда не было алфавита, информацию передавали при помощи знаков и символов — в виде пиктограмм, узоров, иероглифов, рун. В них заложены глубинные знания наших предков. Кстати, слово «руна» произошло от древнескандинавского rūn — «тайна». Мы соприкасаемся с тайнами прошлого и ретранслируем их в будущее.
Полина Серафимова
Искусство должно быть лиричным и эротичным. Я очень трепетно отношусь ко всему на свете, мир для меня сакрален, потому мои работы — про сокровенное. Слова и вышивка являются инструментами. Слова имеют множество измерений, орнамент, который они составляют, их отсвет, пространство. Они больше самих себя. Соединение формы сокровенных для меня вещей, наследия прошлого, содержания слов и составляют то, что я делаю.
О чувашских культурных деятелях
Саша Госмант
В рассказах моего народа встречались «юраси» — сказатели. Эмине — первая чувашская поэтесса, и она была «юрась» с трагичной и малоизвестной судьбой.
Елизавета Шаплина
Я люблю живопись и графику художника Праски Витти. Очень нравится его своеобразный язык, с помощью которого он рассказывает о культуре Чувашии. Еще я выделяю семью Балтаевых: Николай — медальер и гравер, Людмила — мастер костюма, Атилла — мастер кузнечного дела.
Татьяна Андреева
Меня восхищает жизнь поэта и общественного деятеля Михаила Сеспеля. Его история — про то, как бедный человек стал настоящим культурным феноменом после смерти. Недавно у меня дома даже появился его бюст.
О будущем культуры и искусства
Елизавета Шаплина
Культуры всех регионов России очень интересны. Современному человеку наскучили традиционная культура и народное искусство. Именно поэтому художники должны переосмысливать традиционное искусство на современный лад, но сохранять его суть нетронутой. Лишь тогда зритель будет интересоваться, а культура продолжит жить.
Юлия Голованева
Культура Чувашии не будет забыта, если обращаться к ней, о ней говорить и передавать. Сегодня ученые, культурологи, художники, скульпторы, кинематографисты, дизайнеры — все работают над сохранением народного наследия и передают культурный код в новые поколения.
ЭМНОЮМНО
Подход, которым мы углубленно занимаемся, на научном языке называется этнофутуризмом. За ним будущее. Национальная культура динамично меняется во времени, вбирая в себя элементы других культур, при этом стержень остается неизменным. Бурановские бабушки — яркий пример: удмуртская культура соединилась с массовой. Это и есть этнофутуризм.
ГДЕ И КОГДА СМОТРЕТЬ
С 12 ноября по 2 декабря в Чебоксарах. В соответствии с темой проекта «Икс историй: память о будущем» речь пойдет о поисках идентичности, своей сопричастности к определенной культуре и связи времен. Как мы понимаем традиции, на которых строится наше настоящее? Что осталось от этой традиции и как передать ее потомкам? На эти и другие вопросы своими работами отвечают современные художники, которые будут представлены на выставке. А в преддверии биеннале в Москве в пространстве арт-платформы Cube.Moscow состоится серия образовательных мероприятий: лекции о чувашской культуре и создании креативного ландшафта в городе. Участие бесплатное, нужно только зарегистрироваться на сайте.
*Чувашская биеннале современного искусства реализуется в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ