Разнообразие стилей и течений Нового общества художников: изучаем новую выставку в Музее русского импрессионизма
На этой неделе в Музее русского импрессионизма открылась заключительная выставка сезона, которая рассказывает о Новом обществе художников — творческом объединении Петербурга-Петрограда начала XX века. Изучили экспозицию и рассказываем об основных представителях любимых направлений, чьи работы часто можно было увидеть на выставках творческого объединения, а сегодня — в Музее русского импрессионизма.
СИМВОЛИЗМ
Художников-символистов нередко демонстрировали на выставках Нового общества художников: в экспозиции можно было встретить работы Михаила Врубеля, Петра Уткина и Николая Милиоти.
Символисты — выбор BURO.:
Михаил Врубель, «Тридцать три богатыря», иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1901
Пожалуй, книжная иллюстрация — один из лучших форматов для художника-символиста: можно заполнить скрытыми смыслами буквально все пространство. На 5-й выставке Нового общества художников представили четыре больших холста Михаила Врубеля, два из которых — на темы русского фольклора: «Садко» и «Царь Салтан». Оперу Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сказке Александра Пушкина Врубель оформлял в 1900-м — партию Царевны-Лебедь в ней исполняла жена живописца Надежда Забела-Врубель. Большое панно «Тридцать три богатыря (Царь Салтан)» должно было стать частью триптиха в интерьере особняка Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке в Москве, построенного Федором Шехтелем. Врубель создал несколько вариантов этого сюжета в различных техниках — но, увы, живописное полотно осталось незаконченным.
АКАДЕМИЗМ
Новое общество художников не было объединением «радикальным», выставляющим только авторов новых течений в живописи. Наоборот, в выставках НОХ активно участвовали те, кто хранил верность академическим идеям, ремесленным канонам и цеховой дисциплине — например, Николай Петров, Евгений Лансере и Петр Нерадовский.
Академики — выбор BURO.:
Николай Петров, «В передней», 1906
Николай Петров был одним из учредителей и участником всех выставок Нового общества художников. Выпускника репинской мастерской особенно увлекало детальное изображение интерьеров и людей в них — при этом сцены в его, казалось бы, уютных интерьерах зачастую носят драматический характер: похожие сюжеты писал в середине XIX столетия Павел Федотов. Для собственных композиций художник специально выискивал дома, в которых сохранялась обстановка середины прошлого века. Характер натуры, а также недостаток времени диктовали мастеру технику работы — акварель. О графике Петрова лестно отзывалась и пресса, и коллеги, а в 1916 году мастеру присвоили звание академика живописи.
НЕОКЛАССИКА
Именно с Новым обществом художников связано развитие неоклассической линии в русском искусстве. Среди участников НОХ «новым» взглядом на классику делились Ольга Делла-Вос-Кардовская, Исаак Бродский, Иван Жолтовский, Иван Фомин, Василий Шухаев.
Неоклассики — выбор BURO.:
Ольга Делла-Вос-Кардовская, «Маленькая женщина», 1910
Катя Кардовская — дочь и любимая модель творческой пары Ольги Делла-Вос-Кардовской и Дмитрия Кардовского. Один из портретов девочки — картина «Маленькая женщина» — имел успех у публики и был приобретен с 7-й выставки НОХ Музеем Александра III, нынешним Государственным русским музеем. Удивительно, но полотно с мастерски решенными задачами композиции и зеркального отражения критиковала пресса, упрекая Ольгу Людвиговну в неоригинальности. Так, живописец и график Николай Кравченко пишет в газете «Новое время»: «Да вот и здесь, на этой же выставке, висит хорошая вещь Делла-Вос-Кардовской — „Маленькая женщина”. И эта художница не чужда так называемых „исканий” — вернее, некоторой распущенности в смысле строгости формы. Мне нравится эта вещь, но я должен все-таки сказать, что она лишена самого главного, оригинальности. По всей композиции, даже по движению фигурки „маленькой женщины”, это слегка потускневший пересказ лучшей картины, украшавшей прошлогодний парижский салон. Вероятно, художница забыла эту вещь и, как это часто бывает, под впечатлением написала свою. Конечно, это немного досадно, но что делать! Все-таки написана картина хорошо. И по тону, и по рисунку — произведение незаурядное».
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Многие из представителей Нового общества художников ездили в Европу, где знакомились с новыми течениями в живописи и вдохновлялись манерой иностранных мастеров-современников. Безусловно, впечатлял НОХовцев постимпрессионизм, особенно главный его представитель — Винсент ван Гог.
Постимпрессионисты — выбор BURO.:
Алексей Явленский, «Дорога», 1905
Алексей Явленский долгое время никак не был связан с искусством: окончил военное училище и служил поручиком в Кронштадтском батальоне. Однако увлечение живописью возобладало. В возрасте 28 лет Явленский поступает вольнослушателем в Академию художеств, где занимается у Ильи Репина и знакомится с Марианной Веревкиной, на много лет ставшей его спутницей. Выйдя в конце 1890-х годов в отставку и порвав ради искусства с военным поприщем, Явленский едет в Мюнхен и поступает в школу Антона Ашбе, где вместе с ним будут учиться Игорь Грабарь и Дмитрий Кардовский. Увлечение техникой письма импрессионистов и постимпрессионистов — пленэрной живописью, раздельным мазком и яркими красками — сильно отразится на европейских пейзажах Явленского.
Познакомиться с остальными направлениями, течениями и стилями, которые можно было встретить на выставках Нового общества художников, успевайте в Музее русского импрессионизма до 26 января 2025 года.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7