«Родченко. Личное»: 5 причин не пропустить новую выставку в центре «Зотов»
В «Зотове» открылась выставка «Родченко. Личное» как отправная точка цикла, исследующего способы восприятия художниками повседневной жизни и личного пространства. Первый в списке — новатор фотографии, живописи, предметного и графического дизайна Александр Родченко. В экспозиции покажут 58 знаковых работ 1920–30-х годов, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и писем автора. Редактор BURO. Анастасия Дроздова — о пяти причинах, по которым мы никак не можем пропустить это событие.
УЗНАТЬ О МАСШТАБЕ ЛИЧНОСТИ
Александр Родченко — художник, фотограф, родоначальник современной рекламы и дизайна. Многие привыкли видеть в нем авангардиста и первопроходца. Однако в рамках выставки «Родченко. Личное» акцент с профессиональной деятельности художника сознательно смещен на личную жизнь. Исследовать Родченко будем с помощью, разумеется, работ, а еще личных вещей и отрывков из дневников. Кураторы «Зотова» уверены — вместе с составляющими экспозиции посетители проживут большую часть событий из жизни мастера: встретятся в мастерской с его друзьями и коллегами по цеху; увидят, как Родченко любуется супругой Варварой Степановой; прочувствуют, как художник дорожит временем, проведенным с родителями, и узнают, почему он предпочитал кепку французской шляпе.
«Я думаю, эта выставка будет интересна широкому кругу людей, они получат возможность сопоставить фотографии с тем, что чувствовал автор, как его видели близкие. Удивительным покажется, как далека личность Родченко от его геройского изображения пионеров, например. Окажется, что он очень нежный и чувствительный, с особой любовью смотрит на родных. Убедиться в этом можно через портреты его матери, жены и дочери — важных женщин в жизни художника», — говорит куратор Дмитрий Никишов.
ПОГРУЗИТЬСЯ В АВТОРСКИЙ МЕТОД РАБОТЫ
Выставка рассказывает о жизни и творчестве художника, о совершенных им открытиях в искусстве фотографии, которые не утратили актуальности и сегодня. Особенного внимания заслуживают знаменитые «ракурсы Родченко» — воплощение его душевного стремления «видеть необыкновенно обыкновенные вещи». В основе выставки — работы разных лет: от первых опытов 1920-х и до конца 1930-х годов из двух альбомов музейной серии «Портфолио». Эти же снимки послужат своеобразным руководством к действию: они позволяют увидеть быт с другого ракурса и сложить из деталей собственную картину мира, которую Родченко формировал с помощью подручных предметов, камер и объективов. Будучи авангардистом, он отлично чувствовал пространство и мог буквально подчинить его себе.
В этом автору помогали концептуальные приемы фотографии. Например, Родченко часто снимал вещи под необычным углом. Ракурсы, особенно известные как «снизу вверх» и «сверху вниз», стали прорывом для фотографии 1920-х. Второй характерный для фотографа прием — диагональ, заложенная в основу композиции. Она организовывает пространство и создает динамику, нарушая статичность и уравновешенность композиции, с которыми художник считал нужным бороться. Эти приемы, наряду с крупным планом, ритмичными контрастами света и тени (особенно выразительными благодаря черно-белым цветам), создают действительно уникальные выразительные образы, казалось бы, обыденных вещей. Художник отказывался от постановок, снимал то, что происходит вокруг, саму жизнь.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ БЛИЖЕ С ТРАДИЦИЯМИ ФОТОГРАФИИ
Чтобы сделать экспозицию максимально объемной, кураторы «Зотова» позвали Александра Лаврентьева — доктора искусствоведения и по совместительству внука Родченко и Степановой. Лаврентьев подошел к процессу со знанием дела и прежнего опыта — использовал способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением. Таким методом сам Родченко часто монтировал отпечатки для отечественных и зарубежных выставок, а всю печать к текущей сделали в лаборатории художника.
Еще одна традиция, которая передается в семье Родченко из поколения в поколение, — это мастерство запечатления повседневной жизни. Автор часто путешествовал по маршруту трамвая «А», по пути делал кадры, которые легли в основу городского цикла фотографий. В творчестве Родченко особое место занимает фоторепортаж — особый жанр съемки, в котором автор не только запечатлевает момент действительности, но и транслирует зрителю свое отношение к нему. Родченко определил фоторепортаж как «обсматривание ситуации со всех сторон», как серию снимков, где соседствуют друг с другом разные кадры — документальные факты, бытовое описание процесса, ракурсы, детализация вплоть до абстрактных сюжетов, когда уходит предмет, а остаются ритм и фактура.
ПОСЕТИТЬ ЛЕКЦИИ, ВОРКШОПЫ И ФОТОПРОГУЛКИ
Посетителей выставки «Родченко. Личное» ждет обширная публичная программа. В нее войдут лекции о художнике и технике фотографии, оптике и устройстве человеческого глаза, встречи и воркшопы с известными фотографами. Среди них — представители архитектурной, документальной и стрит-фотографии. Новинкой в параллельной программе станут фотопрогулки. Также для посетителей всех возрастов будут проводиться занятия по цианотипии: это бессеребряный фотографический процесс, дающий при печати изображение голубого оттенка. А для детей в «Зотове» готовится серия мастер-классов по фотопечати и фотоколлажу.
ПОСМОТРЕТЬ ЛЮБИМОЕ КИНО РОДЧЕНКО
В кинотеатре «Зотов.Кино» запланирована специальная программа «Поле зрения». Ее задача — исследовать, как архивные и ставшие признанной классикой кинематографа произведения формируют современный взгляд художника. К выбору и обсуждению фильмов будут привлечены практикующие фотографы и эксперты арт-индустрии.
Стартовать планируют с ленты, выбранной самим Родченко, — комедии с участием Чарли Чаплина. Фотограф очень любил цирк, серия его работ, посвященных цирковому искусству, — не документальное изображение конкретных номеров, а философское осмысление жизни. Авангардист ценил в цирковом представлении ощущение волшебства и свободу средств выражения. Этот интерес отражался и в выборе фильмов и образов.
Подробности о выставке можно узнать на сайте.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7