Завтрак с шефом: Дмитрий Маликов — об итальянских ресторанах, галлюциногенных грибах и о классике
Специальный проект BURO. и ресторана BURO. TSUM, в котором шеф-повар Владимир Чистяков кормит интересных людей и расспрашивает о жизни
Дмитрий Маликов — удивительный герой советской и российский попсы, который умудрился более чем за 30 лет карьеры несколько раз себя перепридумать. Прославившись как позднеперестроичная звезда с хитами «До завтра» и «Ты моей никогда не будешь», в 1990-е Маликов снимался в кино и мелькал в музыкальных передачах. Чуть позже стал выступать как классический пианист — и сольно, и с оркестрами Спивакова и Башмета. В новую эпоху — в 2015 году — Маликов стал человеком-мемом в твиттере после того, как задал подписчикам незабвенный вопрос: «Как у вас дела вообще? Тяжеловато приходится? Или ничего?»
С тех пор он самоиронично гарцует между эстрадой и академической музыкой, отдыхом в Италии, семьей, многотысячной аудиторией в своих соцсетях и масштабными образовательными проектами. Накануне выступления с шоу «PianomaniЯ» в Доме музыки бывший редактор журнала FHM, а ныне шеф-повар ресторана BURO. TSUM Владимир Чистяков встретился с Маликовым, чтобы задать ему тот самый вопрос — как у вас дела вообще?
Чистяков:
Поскольку наш проект называется «Завтрак с шефом», первый вопрос — вам вообще завтраки как?
Маликов:
Я завтраки люблю, пожалуй, меньше, чем обеды и ужины. Тем более сейчас многие следуют модной такой тенденции — 16/8. То есть люди ужинают, потом не завтракают, потом обедают (система, по которой нельзя есть в течение 16 часов, и 8 часов, когда есть можно, перед этим стоит проконсультироваться с врачом. — Прим. BURO.). Но я не очень этого придерживаюсь, у меня аппетит просыпается часам к 12, хотя я встаю рано. Поэтому мой завтрак — это больше ланч-тайм или бранч-тайм. А утром я выпиваю кофе, и все в принципе. Зато к полудню я уже хочу есть прилично: можно сказать, готов и завтракать, и обедать одновременно.
Чистяков:
У меня в семье всегда была воскресная история — все утром собирались за столом до того, как семейство разъехалось из Красноярска. А у вас есть ли какие-нибудь традиции в семье, связанные с завтраками?
Маликов:
У нас один завтрак в году — на утро 1 января. Не только потому, что все после Нового года все встречаются, а потому что в ночь с 31-го на 1-е родилась моя сестра. Все артисты работают в Новый год, поэтому у нас нет возможности встречаться 1 января рано, а в относительное утро — в 2 часа дня — мы встречаемся на доедалки салатов.
Чистяков:
А кто готовит?
Маликов:
Жена, конечно же, причем вкусно и быстро из всех подручных средств, но редко! Сейчас она часто делает нашему маленькому сыну овощной суп, которым я тоже питаюсь. Сам я, увы, готовил только в программе «Смак» — напоказ. Вот все у меня так: все напоказ, вся жизнь…
Чистяков:
Ну как все? Вы же что-то любите конкретное?
Маликов:
Один раз утку запекал с яблоками, один раз рыбу знаменитую итальянскую — сибаса в фольге. Еду и рестораны выбираю, скорее, по локальному принципу. Летом мы отдыхаем в Тоскане, и там кухня специфическая. Есть несколько блюд, которые можно попробовать только там. Во-первых, это scampi crudo — сырые лангустины, очень свежие, поэтому их можно есть прямо из моря. Второе — это спагетти «Арсели» — паста с чищенными ракушками-вонголи. Это очень вкусно: сок, масло, правильно сваренная паста — все вместе дарит неповторимый тосканский дух. Хотя в Италии в разных регионах по-разному вкусно. В принципе я люблю есть всегда, когда я голодный, и мне все нравится.
Чистяков:
А любимые тосканские рестораны — это какие?
Маликов:
Конкретно в Форте-дей-Марми — это Bocconcino, пиццерия номер один, куда очередь стоит, и нельзя записаться. Bocconcino в России — совсем другие рестораны, хотя с таким же названием. Очень хороший мясной ресторан Pozzo di Bugia. И третье — это пляжные рестораны с вкусными обедами, где много крудо, морепродуктов в кляре. Все блюда известны — думаю, каждый человек пробовал итальянскую кухню, ведь в каждом российском городе есть по итальянскому ресторану. Как правило, его держит взрослый дядечка-итальянец, женившийся на русской девушке и прекрасно себя чувствующий.
Чистяков:
Отвлечемся от еды. Вы говорили, что артист интересен, если его творчество содержит провокацию. Насколько далеко вы в этом можете зайти?
Маликов:
К сожалению, не так далеко. Ведь это может повредить моему творческому пути. Просто я работаю с детьми, занимаюсь классической музыкой, далеко не все могу себе позволить. Просто сам себе поставил рамки определенные, моральные в первую очередь.
Чистяков:
Вы были одной из первых звезд, нетривиально освоивших соцсети. Стали невероятно популярным блогером.
Маликов:
Микроблогером.
Чистяков:
Почему именно твиттер?
Маликов:
Мне нравится емко выражать свои мысли в иронично-шутливом тоне и без фотографий. В инстаграме у меня в два раза меньше подписчиков, и там другая публика: в основном женщины, взрослые поклонницы, которых нельзя провоцировать, они очень болезненно реагируют. А в твиттере я провоцирую.
Чистяков:
Зарабатываете на этом?
Маликов:
Слава Богу, у меня есть возможность зарабатывать концертами, а не рекламой в соцсетях. Как я говорю, мертвое дело — живая копейка.
Чистяков:
У вас взрослая дочка — Стеша. Мониторите ее соцсети?
Маликов:
Она, кстати, большая поклонница ЦУМа и BURO. Ей 19 лет, она пошла на 3-й курс — можно сказать, твоя будущая коллега: факультет международной журналистики, взрослый человек совсем. Было пару раз, когда я звонил со словами: «Стеш, ну как-то ту мач…» Какая-то фотография неудачная, говорил ей: «Подумай, но я бы рекомендовал удалить». Как правило, это имело последствия.
Чистяков:
Смотрел сторис в вашем инстаграме — вы ходили за грибами. Часто практикуете?
Маликов:
В этом сезоне их было много, и хотелось покайфовать в лесу.
Чистяков:
С семьей?
Маликов:
Нет, чисто одному два часа побродить, подумать, пособирать подосиновики и подберезовики.
Чистяков:
В лесу вас не узнавали?
Маликов:
Ну пару грибов узнало и убежало. Но это были галлюциногенные грибы. А если серьезно, то собранные грибы пришлось отдать водителю, потому что мы на следующий день мы уезжали. Хотя грибы я очень люблю: кстати, в Тоскане отборные белые, их жарят целиком — очень вкусно получается.
Чистяков:
Дмитрий, вы отлично выглядите, причем всегда. Вы и сами себя называете «хорошо выглядящим дядькой». Это трудно?
Маликов:
Мне нет. Я ничего особенного не делаю: практически все ем, все пью, себя контролирую, занимаюсь спортом, играю в хоккей и в футбол. От алкоголя не отказываюсь.
Чистяков:
Никаких диет?
Маликов:
Диет нет, но стараюсь чуть поменьше хлеба есть.
Чистяков:
А с волосами как поступаете? Специальный уход?
Маликов:
Я, кстати, сейчас снова рекламирую шампунь! Schauma. Хороший.
Чистяков:
А Баста стал амбассадором Head& Shoulders.
Маликов:
Это просто конкурент.
Чистяков:
Не зашквар ли рэперу в рекламе шампуня сниматься?
Маликов:
Зашквар!
Чистяков:
А про корпоративы что думаете? Не зашквар ли в ресторанах выступать, пока люди лопают?
Маликов:
В вашем ресторане я пока не выступал. Но когда я выхожу, все бросают вилки и идут танцевать. Причем бывает, что ценители меня приглашают и с классической программой или на два выхода: один с оркестром, один с песней.
Чистяков:
По вашей концертной деятельности можете сказать, что интерес к академический музыке в России растет?
Маликов:
Я слуга двух господ. С одной стороны, классическая музыка и инструментальные партии. С другой — мои песни, которые, в свою очередь, делятся на несколько периодов. Ранние, средние и современные. Трудно в одном выступлении совместить все, поэтому я отталкиваюсь от желаний аудитории, а она разная. Вы же тоже так делаете в кулинарии, это тоже творчество.
Чистяков:
А что думаете о новой волне рэп-музыкантов, которые стали легко выстреливать.
Маликов:
Ну они стреляют благодаря интернету. Могут быстро выстрелить, тут же стать популярными, заработать, но также быстро затухают. Могут выдать либо один альбом, либо одну песню — так было всегда. Просто музыкантам надо было пройти несколько стадий, а сейчас достаточно всего лишь бит наложить на текст. Я не считаю, что это убивает профессию музыканта или как-то принижает классику — меняет просто. Нужна энергетика, нужно чувство стиля, понимание сегодняшнего дня. Поэтому предыдущие поколения музыкантов пытаются адаптироваться. Ну а что нам остается делать…
Чистяков:
На интервью у Дудя вы сказали, что хотите записать фит с Оксимироном.
Маликов:
Да, но Оксимирон молчит, ничего не делает. Мне было бы интересно поработать с Максом Коржем — это что-то честное, альтернатива рока. В рэпе появилась социальная и политическая нагрузка, и это не остановить. Молодежь будет все больше заявлять о себе, потому что происходит смена поколений, и молодежь будет определять, в какой стране мы все будем жить.
Чистяков:
Общество изменится?
Маликов:
Я считаю, что в России появился пласт активных людей, мнение которых надо слушать. Без этого никуда, иначе будет взрыв.
Чистяков:
А у вас, когда вам было 20, не было желания так же выражать свое мнение?
Маликов:
У меня, можно сказать, такого периода не было, потому что в начале 1990-х я стал активно работать, и мне просто было некогда. Все это прошло мимо, честно говоря, да и не был я так сильно политически ангажирован. И сейчас не очень в это вовлечен, но по другой причине — я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.
Чистяков:
У вас есть проект «Перевернуть игру» — образовательный спектакль, в котором вы молодежи рассказываете о классической музыке.
Маликов:
Это моя миссионерская функция, мое желание быть полезным молодежи и своей стране. Я связующее звено между эстрадной и классикой, пытаюсь повернуть молодежь в сторону просвещения. Чтобы они знали, что Моцарт — это не конфеты, а Бородин — не только самолеты «Аэрофлота», названные в честь великого композитора. Мне приятнее всего, если после спектакля ребенок, вернувшись домой, просит включить ему классическую музыку и заинтересуется биографией того же Бетховена.
Чистяков:
Молодежь-то сейчас в основном на музыкальные фестивали ходит, а не на эстрадные шоу. Вот Пикник «Афиши», например, где выступают музыканты из разных эпох и направлений. И поп-исполнители, и хип-хоп, и рок. Вам это интересно?
Маликов:
На моем сленге такое зовется «сборный концерт». Пикник «Афиши» мне был бы интересен. Но просто, как правило, все эти фестивали происходят в то время, когда я сам работаю, — график не совпадает. Сегодня дружба — это совпадение графиков. Я вот на The Rolling Stones съездил в Италию, был на Muse в «Лужниках». Лето вообще урожайное выдалось: Эд Ширан, Bon Jovi, Дженнифер Лопез и Билли Айлиш.
Чистяков:
А что для вас пик карьеры? Вот в профессии повара — это открытие собственного ресторана.
Маликов:
В музыке это «Оскар» и «Грэмми». Мечтать не вредно.
Чистяков:
Это реально в вашем случае?
Маликов:
В рамках нашей реальности это нереально, но нет ничего невозможного. Так и закончим: нет ничего невозможного!