Как выставка «Доступ» раскрыла тему ценности искусства в эпоху интернета
Совместный проект МТС и современных художников был представлен на «Флаконе»
Диджитал стремительно меняет арт-ландшафт — от форм, которые принимает искусство, до взаимодействия технологий и музеев. Цифровая реальность может быть настоящим спасением, как, например, в случае с пожаром, уничтожившим Национальный музей Бразилии. Его сокровища сохранились благодаря Google: еще в 2016 году в рамках проекта Google Art экспонаты были оцифрованы, и мы по-прежнему можем к ним прикоснуться.
Но у медали есть и обратная сторона. В эпоху безграничного мобильного интернета достаточно протянуть руку к смартфону и получить доступ к миллионам арт-объектов, которые сотни музеев по всему миру не скупятся выкладывать на свои сайты, а художники — в свои инстаграм-аккаунты. Если совсем недавно знакомство с новым требовало каких-то усилий, то теперь — пожалуйста, у вас есть все прямо здесь и сейчас. В таких условиях искусство теряет загадочность, недоступность, ценность. Этот вопрос подняла выставка «Доступ», которая прошла на дизайн-заводе «Флакон» 22 декабря в рамках совместного проекта МТС и современных художников и музыкантов. Рассказываем, как это было.
В чем суть «Доступа»
Целью «Доступа» было преднамеренно выстроить рамки вокруг арт-объектов и вернуть нас в то время, когда до искусства и его смыслов надо было «добираться». К участию в этом проекте МТС привлекла современных художников и музыкантов, которые создали уникальные работы, используя технологии дополненной реальности. Изучить каждое произведение со всех сторон и понять его суть можно было только с помощью специального AR-приложения «Доступ». Сами работы с октября 2018 года были размещены на билбордах в городах России, для каждой из них ограниченное время был доступен уникальный AR-контент.
Кто принял участие в выставке
Вместе с МТС над выставкой работали: анонимное творческое объединение A.D.E.D., обладатель премии Webby Awards и граффити-художник Андрей Adno, цифровой художник и основатель студии цифрового искусства THĒ Зорик Истомин (он же выступил куратором всей выставки), художник комиксов Олег Грин, пропагандист диджитал-арта Егор Голополосов, рэп-исполнители Tommy Cash, Markul, Thomas Mraz, Souloud, Alphavite и многие другие.
Как был устроен «Доступ»
Выставка заняла целых три этажа пространства «Куб» на «Флаконе». На первом можно было увидеть все арт-объекты, созданные для этого проекта. Например, серию портретов животных, реальных и вымышленных, которые «оживали» при наведении на них смартфона с запущенным приложением. С большинством художников гости выставки могли лично пообщаться и лучше понять их концепцию.
Второй этаж был целиком отведен под работы участника проекта и куратора всей выставки Зорика Истомина. Его студия цифрового искусства THĒ занимается новым искусством и развлечениями будущего, создает и развивает новые жанры — конечно, с помощью цифровых технологий.
Первое, что можно было увидеть на входе в зал, — голова Scazy, персонажа, созданного студией THĒ, первого живого искусственного интеллекта с цифровой душой, который генерирует культурные месседжи и диджитал-арт. Его голос циклично манифестировал идею цифрового искусства и подробно рассказывал о проекте «Доступ» и его участниках.
На последнем этаже прошла презентация капсульной коллекции ÖMANKÖ x МТС, в нее вошли худи, спортивные брюки и носки, принты на которых, кстати, тоже можно было активировать в AR. Вещи из коллекции гости могли получить, приняв участие в розыгрыше.
Такой же частью выставки, как и искусство, была музыка. Для «Доступа» музыканты также создали уникальные работы. Свой диджей-сет отыграла Карина Истомина, а эстонец Tommy Cash специально прилетел на один день в Москву.
Первый трек — «Guez whoz bak» — Томас Таммеметс (псевдоним Tommy Cash он выбрал в честь легендарного короля кантри Джонни Кэша) представил еще в 2013 году. Песня моментально стала популярной, и Tommy Cash отправился в тур по Европе. Дебютный альбом «Euros Dollaz Yeniz» певец выпустил в 2014-м. Несмотря на многочисленные предложения от известных лейблов, Томас предпочитает сохранять независимость, делает крутые видео и вдохновляется 90-ми, спортивным стилем, советскими коврами и «Макдональдсом». На закрытии «Доступа» он представил треки со своего нового альбома «¥€$».